21.01.2016 | Наука

Год на Планете Х длится 20 тысяч земных лет

Век тому назад Персивалем Лоуэллом было высказано предположение о наличии на периферии Солнечной системы загадочной Планеты X.

Иллюстрация Caltech/R.Hurt (IPAC)

Теперь астрономы утверждают, что получили доказательства того, что этот мир действительно может существовать и быть девятой планетой нашей системы.

Орбитальные расчёты показали, что девятая планета (если она существует) примерно в 10 раз тяжелее Земли и проходит свой эллиптический путь вокруг Солнца за 10-20 тысяч лет. Её орбита пролегает далеко за орбитой Плутона, за 200 астрономических единиц от Солнца, в царстве ледяных тел, известном как пояс Койпера.

Девятую планету до сих пор никто не наблюдал непосредственно, однако учёные сделали вывод о её существовании, исходя из перемещения некоторых других объектов пояса Койпера.

Астрономы Калифорнийского технологического института Майк Браун (Mike Brown) и Константин Батыгин систематизировали все находящиеся в распоряжении учёных статистические данные и пришли к выводу, что вероятность существования в поясе Койпера большого небесного тела крайне велика.

Поиски девятой планеты сегодня напоминают розыски Нептуна в XIX веке: первоначально астрономы высказали предположения о его существовании, наблюдая за мельчайшими колебаниями орбиты Урана. Впрочем, астрономы с 2014 года говорят о наличии девятой планеты. Ранее сообщалось об обнаружении второй карликовой планеты Солнечной системы, Седны. Однако дальнейшее изучение орбит крупных объектов пояса Койпера показало: должен быть ещё один объект, причём по размерам превышающий Землю и расположенный в пределах 250 астрономических единиц.

Батыгин и Браун взялись за дальнейший анализ орбит и обнаружили, что их длинные оси были физически выравнены так, словно нечто подталкивало их занимать эту область пространства. Группа пришла к выводу, что наблюдаемые аномалии ― гравитационная подпись планеты-гиганта.

Вероятно, девятая планета по размерам меньше Нептуна, а её наружный слой состоит из газа и льда. По мнению Батыгина, гравитационное влияние Урана и Нептуна вытолкнуло её в пояс Койпера в первые три миллиона лет существования Солнечной системы (сформировалось это небесное тело примерно 4,5 миллиона лет тому назад).

Так как планета проводит большую часть времени очень далеко от Солнца, увидеть её с помощью современной аппаратуры почти невозможно. Браун и Батыгин искали её посредством телескопа Subaru, но их усилия не увенчались успехом.

По мнению Брауна, существует вероятность, что планета найдётся с помощью Большого синоптического обзорного телескопа (Large Synoptic Survey Telescope) в Чили, который начнёт свою работу в начале следующего десятилетия.

Однако исследователи уверены, что есть и другие способы доказать существование Планеты X. Её гравитационное влияние может изменять орбиты объектов пояса Койпера, создавая наклонные углы. Некоторые подобные особенности уже были замечены, однако исследователи уверены, что смогут обнаружить ещё более существенные изменения.

Научная статья Брауна и Батыгина была опубликована в издании Astronomical Journal.