18.01.2016 | Наука

Палеонтологи выяснили, для чего протоцератопсу нужно было костяное «жабо»

Рогатый динозавр протоцератопс (Protoceratops andrewsi) использовал свой костяной гребень, чтобы привлекать внимание противоположного пола.

Иллюстрация Rebecca Gelernter/QMUL

Кроме того, яркий кругообразный "головной убор" был признаком доминирования среди сородичей.

По мнению палеонтологов, опубликовавших своё исследование в журнале Palaeontologia Electronica, они привели первые доказательства того, что у динозавров внешний вид был связан с половым отбором.

Протоцератопс был относительно маленьким динозавром – не более двух метров в длину, у него были небольшие рога и костяной "воротничок" в виде жабо, который начинался от затылочной части головы и заканчивался у шеи. Можно предположить, что именно его окаменелости служили вдохновением при создании образа мифического грифона – смеси льва и орла.

Палеонтологи изучили "костяное жабо", проанализировав останки 37 протоцератопсов. Учёные увидели существенные различия между "воротником" маленьких динозавров и более старших особей: отросток увеличивался с годами, становясь всё более широким и длинным.

По мнению исследователей, это говорит о том, что такое "украшение" использовалось для привлечения самок. Кроме того, оно помогало отстаивать доминирующие позиции среди других динозавров.

"Исследователи давно полагали, что многие странные особенности, которые мы видим у динозавров, были связаны с сексуальным поведением и социальным доминированием. Но доказать такие предположения было трудно", — рассказывает один из авторов исследования доктор Дэвид Хон (David Hone), преподаватель зоологии в Лондонском университете королевы Марии.

Как считает его коллега Роб Нелл (Rob Knell), биологи всё больше понимают, что половой отбор — важный фактор в формировании биоразнообразия и сейчас, и в прошлом. "Он играет роль в определении того, как возникают новые виды. Появляется всё больше доказательств, что оно оказывает влияние на темпы вымирания видов", — добавляет Нелл.

Добавим, что изучая динозавров, палеонтологи приходят порой к удивительным выводам. Так, оказалось, что доисторические ящеры откладывали яркие сине-зелёные яйца, а сохранившийся фрагмент кожи динозавра помог предположить, каким мог быть цвет вымерших существ. Кто знает, возможно, в дальнейшем и эти данные позволят узнать новое о жизни доисторических существ.