24.11.2015 | Наука

Наиболее похожая на Землю планета никогда не станет обитаемой

В нынешнем, 2015 году астрономы сообщили об обнаружении у далёких звёзд нескольких похожих на нашу голубую планету космических объектов.

Иллюстрация Mark A Garlick/University of Warwick

Один из них, Kepler-438 b, вращается вокруг своего светила — красного карлика Kepler-438 из созвездия Лира — так же, как Земля обращается по орбите Солнца. Считалось, что условия обитания на экзопланете могли бы быть весьма комфортны для человека, а климат – лишь слегка теплее земного.

Долгое время учёные изучали способность экзопланеты Kepler-438 b поддерживать жизнь на своей поверхности. 35-дневная орбита близнеца Земли находится всего в 25 миллионах километров от звезды (около половины расстояния между Меркурием и Солнцем при их наибольшем сближении). Но, поскольку красный карлик значительно темнее и холоднее Солнца, экзопланета находится в пределах обитаемой зоны светила (а значит, вода на ее поверхности может существовать в привычном нам жидком виде).

Однако недавнее исследование команды астрономов из Университета Уорика показало, что планета вряд ли будет пригодна для жизни, поскольку её личное солнце гораздо агрессивнее нашего. Экзопланету "треплют" разрушительные потоки высокоэнергетических частиц, испускаемые недружелюбной звездой, которые регулярно полностью лишают её атмосферы.

Это обнаружили английские астрофизики под руководством Дэвида Армстронга (David Armstrong). Оказалось, что каждые несколько сотен дней Kepler-438 b становится жертвой процессов, не оставляющих шансов для появления жизни. Поверхность планеты подвергается беспощадному воздействию рентгеновских и ультрафиолетовых супервспышек (superflare), которые несут энергию до 100 миллиардов мегатонн в тротиловом эквиваленте. То есть, они от десяти до миллионов раз мощнее, чем самая крупная зарегистрированная вспышка на Солнце.

Как отмечают исследователи, супервспышки сопровождаются гигантскими выбросами плазмы, известными как корональные выбросы массы. Комбинация супервспышек и корональных выбросов массы обрушивает на Kepler-438 b поток энергии настолько колоссальной силы, что она сметает с лица планеты атмосферу и вместе с ней уничтожает любую гипотетически зарождающуюся жизнь.

Это открытие значительно изменило представления учёных о данном космическом объекте – главном кандидате на то, чтобы стать второй Землёй. Ранее считалось, что находящийся на расстоянии около 470 световых лет от нашей голубой планеты Kepler-438 b мог бы поддерживать свою атмосферу при наличии магнитного поля, аналогичного земному.

При наличии стабильной атмосферы планета была бы способна противостоять агрессивному воздействию своего сурового солнца.

Напомним, что скалистое небесное тело Kepler-438 b было обнаружено в январе 2015 года с помощью знаменитого телескопа "Кеплер" НАСА.

Планета имеет наиболее высокий индекс сходства с Землёй — показатель, учитывающий размер, плотность, температуру и другие характеристики экзопланеты.

Вероятно, после подведения итогов исследования астрофизикам нужно будет искать более подходящего кандидата на почётный статус потенциально обитаемой планеты.