18.10.2015 | Политика

Михаил Поживанов: «Эдуард Гурвиц – человек слова. Он выполнит все, что обещал»

О руководителе во многом можно судить по его команде. В нынешней предвыборной кампании кандидат на пост городского головы Одессы Эдуард Гурвиц собрал вокруг себя интереснейших людей, профессионалов с большим опытом управления.

Среди них и грузинские реформаторы, которые сегодня пишут пакет преобразований для Одессы, и бывший мэр Мариуполя, вице-мэр Киева Михаил Поживанов.

В 1990 году он, тогда еще молодой специалист «Азовстали», стал депутатом Мариупольского горсовета. С 1994-го пошел в большую политику: был избран народным депутатом II созыва, городским головой Мариуполя, заместителем председателя общественной организации «Ассоциация городов Украины», затем стал заместителем главы Совета по местному управлению Государственного управления при президенте Украины Леониде Кучме. Шесть лет работал вице-мэром Киева при Александре Омельченко, возглавлял отделение по ЖКХ в Ассоциации городов Украины.

- Почему вы решили на нынешних выборах быть доверенным лицом Эдуарда Гурвица?

- Это человек, которого я безмерно уважаю. Мы познакомились в апреле 1994-го, когда вместе приносили присягу депутатов Верховной Рады II созыва. А в июне того же года он становится мэром Одессы, я – Мариуполя. Таких активных людей в Украине – пальцев одной руки хватит пересчитать. Все мэры были «местечковые» – решали проблемы своих городов, старались не ссориться с руководством страны. Некоторые «хорошие хозяйственники» до сих пор на своих должностях. Они всегда были удобны власти, тем, кто заказывал музыку…

Поэтому, когда Гурвиц сказал, что нужна помощь, я спросил: «Какая? Я готов приехать помочь по работе в штабе. Если надо, готов быть даже доверенным лицом». Он ответил, что это было бы просто здорово.

Я ему сказал, что душа болит за страну, за тех кандидатов, которые идут сегодня на выборы в органы местного самоуправления. Проблема с кандидатами не только в Одессе. Это проблема всей страны, проблема самого закона. Он выписан таким образом, что городской голова полностью зависим от партийных структур, олигархов, которые финансируют сегодня партийное движение, народных депутатов. Им не хватает власти, им еще нужна власть на местах.

Когда смотришь, кто баллотируется, как, кто захватывает власть и для чего захватывает, становится страшно. Идет полный дерибан земли. Без утверждения Генпланов, детальных планов территорий, вопреки решениям по охране исторической части городов, в охранных зонах ЮНЕСКО. Идет бандитское обогащение власти на всем этом. С этим надо бороться. Как? Только объединившись.

Есть еще такое обстоятельство, повлиявшее на мое выбор: доверенным лицом Эдуарда Гурвица стал Игорь Беланов, великий наш спортсмен, обладатель «Золотого мяча» как лучший футболист Европы 1986 года, человек, с которым я дружу два десятка лет. Он признался, что решение далось ему нелегко: на прошлых выборах, в 2010 году, он помогал команде Алексея Костусева. Но вскоре ушел от них, увидев, что это непорядочные люди, чьи декларации не имеют ничего общего с реальными делами, а его имя просто использовали. С этими людьми ему не по пути. А Гурвиц – человек, который сможет внести изменения в жизнь Одессы…

- В чем преимущества Гурвица перед его конкурентами на этих выборах?

- У меня сомнений нет: лучше Эдуарда Иосифивича для города нет кандидатуры. Поэтому я здесь. Во-первых, Гурвиц независим (для меня это одно из главных качеств). Он никогда не был членом никакой партии. Это человек, который никогда не заискивал перед властью, не пытался ей понравиться. Очень часто все делалось вопреки желанию властей.

Во-вторых, он – человек слова. Я с ним работаю 21 год, за это время ни разу не было, чтобы он просто так сказал «да», а потом не сделал. Он не пообещает, если не чувствует, что этого не сможет сделать.

В-третьих, он не оставляет своих друзей в беде. Очень часто, когда у него самого была тяжелая ситуация, он протягивал другим руку помощи, понимая, что это может ухудшить его положение. Маленький пример, для меня он очень красноречивый. Январь 2011 года. В отношении Михаила Поживанова возбуждено уголовное дело. Я нахожусь в Австрии, в Украине меня объявили в розыск. Евросоюз встал на мою защиту. Данилишина и Поживанова объявили подвергшимся политическим преследованиям.

Всех, кто появлялся на моем горизонте, отслеживали, и у них потом были неприятности. Гурвиц, уже не городской голова, еще не народный депутат, приезжает в Вену. Находит меня, старается поддержать. Мы вместе публично участвуем в мероприятиях с участием украинского посла. Я реально видел, как народные депутаты, которые заискивали со мной, когда я был на высоких должностях, прятались, трубку не брали. А здесь человек, у которого нет неприкосновенности, высказывает мне такое отношение. Для меня это характеристика – друг познается в беде.

- По выводам Комитета избирателей Украины, предвыборная программа действующего мэра Одессы Геннадия Труханова, с которой он победил на прошлых выборах, содержит 29% невыполнимых обязательств. А какой процент невыполнимых, популистских обязательств в нынешней программе Гурвица?

- Для начала скажу, что мне противно от обмана, который ведет команда Труханова. Эти люди приписывают ему многое из того, что сделал Гурвиц в свою последнюю каденцию мэра. И я это помню. Реконструкция Горсада, восстановление фуникулера, реконструкция Екатерининской площади, восстановление того же памятника Основателям Одессы, реконструкция Приморского бульвара, улиц Фонтанская дорога, Тираспольская, Преображенская. Успенская, Щорса, Балковская, Колонтаевская, Мясоедовская, Дегтярная... Причем были реконструированы все коммуникации. Это колоссальная работа! И когда я вижу по телевизору, как какие-то люди благодарят за это Труханова, мне становится тошно. Это ж геббельсовская пропаганда – если будем говорить на всех каналах, может, кто-то и поверит, кто не в курсе, как было на самом деле.

Если же говорить о предвыборной программе Эдуарда Иосифовича, я уверен, что он все выполнит. Его программа адекватная. Я ему говорил: «А давайте мы добавим туда помощь промышленности. Промышленность – основная часть формирования ВВП города, городского бюджета, это деньги на различные программы. Давайте посмотрим, что мы можем сделать для таких предприятий. Например, принятие программы городского заказа, в системе бюджетного финансирования давать преференции своим производителям, тем, кто создает рабочие места. Развитие новых рабочих мест требует кредитования. Горсовет может взять на себя погашение части процента по кредитам, чтобы бизнес начинал сильнее крутиться». Он говорит: «Это все хорошо. Но давай выполню то, что уже есть в моей программе. А дальше будем работать». Это его тоже характеризует.

Сегодня многие обещают людям то, что те хотят услышать. А у Гурвица есть ответственность, ответственность за свое слово, свое дело. Знаете, я посмотрел, с какой любовью он относится к своим детям – это многого стоит. Он не хочет потерять свое лицо не только перед жителями Одессы, но и перед своими маленькими детьми. Имя папы должно для них всегда быть незапятнанным.

Другой момент. Систему реформирования ЖКХ Премьер-министр Арсений Яценюк видит в повышении тарифов. А я ее не вижу в этом. И когда я читаю в программе Эдуарда Иосифовича, что каждый многоквартирный дом за счет городского бюджета до конца первого года его работы будет оборудован общедомовыми счетчиками, я понимаю, что это и есть начало реформ. Предприятия – поставщики энергоносителей сегодня списывают на конечного потребителя все свои аварии, потери, социальные программы, фуршеты. Это все заложено в тариф. А как только появляется первый счетчик, мы начинаем платить за энергоносители по факту. И начинаем думать, как сэкономить, чтобы показания стали меньше.

Тут уже начинает действовать программа энергосбережения – утепление общих зон, подъездов, входных дверей, стен. Вот это, я понимаю, – реформа. У нас привыкли, что реформа – это ухудшение жизни. Люди боятся реформ. Они знают, что, как только начинают говорить о реформах – держи карманы, пока все не вытрусили. В этой ситуации нельзя начинать реформы с повышения тарифов. То реформирование, которое предлагает Гурвиц, наоборот, направлено на улучшение жизни людей. Он думает, что сделать, чтобы за счет того же городского бюджета улучшить жизнь людей, даже в такой тяжелой ситуации. Поэтому я здесь, поэтому его помощник.

- Для любого руководителя есть люди, которых он не может «послать». Кого не может «послать» Гурвиц?

- Это зависит от самого мэра. В моем понимании, Гурвиц может «послать любого». Я это видел. Вне зависимости от того, это бизнесмены, руководство правоохранительных органов. Это позиция. И такую позицию я вижу в Гурвице. Он не будет управляемым олигархами. В этом его ценность, его достоинство. Этим он отличается от Труханова, а с другими даже не хочу сравнивать.

- Действующая власть выдвигает своего кандидата в мэры на эти выборы – Сашу Боровика. Как вы оцениваете его шансы на победу?

- Михаил Саакашвили сейчас повторяет ошибку Юлии Тимошенко, которая в свое время перед выборами мэра «посадила на поводок» Турчинова, водила его по дворам и говорила киевлянам: это мой кандидат, я за него отвечаю, голосуйте за него. То есть, она пыталась переложить на него часть своего рейтинга. Но киевляне оказались не дураки, Турчинов набрал крайне мало голосов.

Сегодня Саакашвили то же самое пытается делать с Боровиком. Саакашвили взял однопроцентного кандидата. Процентов 30 своего рейтинга при правильной работе он передаст. Боровик может взять 8 – 9% голосов. Да, у губернатора есть определенный рейтинг, есть ожидания в отношении него. Но время идет, а в регионе ничего не делается, кроме попыток некоторых кадровых назначений, не всегда удачных. Я слышал, что был объявлен конкурс на начальника таможни. И вдруг оказалось, что не нужен никакой конкурс, достаточно, чтобы приехал Президент и сказал, что эта 25-летняя девочка возглавила такую таможню. Реально – это кукла, над которой стоят кукловоды и управляют ею. Почему-то, услышав о ней, я вспомнил Курченко.

- Вацлав Гавел писал, что лучше 5 лет ошибок, чем 25 лет саботажа…

- Совершенно согласен. Но я уверен, что в стране много грамотных, профессиональных людей, которые не будут заниматься саботажем. Например, тех людей, которые дважды выходили на Майдан. Но у нас революции делают романтики, а плоды пожинают негодяи. В этой ситуации надо смотреть, что делать, как проводить нормальный кадровый подбор, чтобы не было таких вещей.

- Каковы, на ваш взгляд, особенности одесской предвыборной кампании? Что вам мешает работать?

- Во-первых, если избирательная комиссия зарегистрировала 42 кандидата на пост мэра, это говорит только об одном – о большом количество технических кандидатов, цель которых – провести в комиссии своих людей.

Второе, что я хочу отметить, это повторение ситуации, которую мы проходили при прежних выборах. На подъездах к городу я заметил много биллбордов с рекламой Гурвица. Когда я ему об это сказал, он рассмеялся: «Они на территории не Одессы, а пригородных районов. В городе руководителей рекламных компаний предупредили: если появляется Гурвиц, это их последняя реклама. Они нам все отказали». Также я задал вопрос: почему нет телеэфиров, дебатов с другими кандидатами? Он ответил, что объявил, что готов в любой момент обсуждать предвыборные программы с рейтинговыми кандидатами, чтобы люди понимали, что происходит, чтобы могли выбирать осознано. Никто не взялся провести такие дебаты.

- Каковы ваши прогнозы по итогам выборов?

- Тут нужно понимать, будет ли баллотироваться Сергей Кивалов. Потому что процент его избирателей может повлиять на результаты. Действующие городской голова за счет 10 – 13% людей, которые зависят от него в той или иной степени, имеет преимущество по сравнению с другими кандидатами. Геннадий Труханов может взять в первом туре 25 – 30%, рейтинг Гурвица порядка 18 – 20%, но это при участии Кивалова с 12%, 7 – 8% у Боровика. Если Кивалов не будет баллотироваться, Боровик может стать третьим или побороться за третье место со Светланой Фабрикант или Дартом Вейдером. А во втором туре какая-то часть голосов перераспределится. Разрыв в первом туре между кандидатами-лидерами может быть довольно большой. На втором этапе он может сократиться за счет симпатиков других кандидатов.

- В этом году впервые с 1998 года выборы мэра будут проходить в два тура. Ваше отношение к этому?

- Очень часто градоначальнику было легко, ничего не делая для города, но имея свою часть избирателей – а это 20-25%, очень активных подкормленных людей, которые обязательно идут на выборы, победить. При 50-процентной явке избирателей на выборы получалось, что15 – 20% жителей города выбирали градоначальника.

В разные годы вернуться к выборам городских голов в два тура предлагали я, Николай Катеринчук, Александр Брегинец. Только сейчас, с большими потугами, депутаты Верховной Рады проголосовали за это. Я считаю, это очень большой плюс, потому что ответственность городского головы все-таки должна быть перед большинством избирателей.

Но здесь содержится и опасность. Я помню президентские выборы 2010 года, когда закончился первый тур, разрыв между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко был порядка 20%. И многие не верили, что она может победить. Говорили: ну, сколько она сможет взять? Ну, 5%, ну 7%... А оказалось, что разрыв во втором туре был минимальный. Если бы эта часть избирателей повела себя активней, судьба страны, возможно, была бы иной.

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки