14.10.2015 | Наука

Физики увидели «нанозвезды» на фоне «сверхпроводящей вселенной»

Российские физики вместе с французскими коллегами впервые увидели возбужденные состояния вокруг единичных магнитных атомов железа.

Изображение: МФТИ

Они обнаружили, что магнитные атомы создают возмущения, которые выглядят как осциллирующие «нанозвезды» на фоне «сверхпроводящей вселенной». Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature Physics, а кратко о них сообщается в пресс-релизе МФТИ, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

С помощью низкотемпературного сканирующего туннельного микроскопа ученые рассмотрели возбужденные состояния Ю-Шиба-Русинова (стоячие волны электронных и дырочных колебаний) вокруг единичных магнитных атомов железа. В этих двумерных сверхпроводниках состояния простираются на десятки нанометров — в десять раз дальше, чем в «обычных» трехмерных.

При этом возмущенная область имела форму шестиконечной электронной «звезды», лучи которой были вытянуты вдоль осей кристаллической решетки диселенида ниобия. В сверхпроводнике, исследованном учеными, одиночные магнитные атомы были встроены в кристаллическую решетку диселенида ниобия толщиной до трех атомов (в двумерный слой сверхпроводника).

Физики полагают, что их исследование окажется полезным для построения будущих квантовых компьютеров. Это связано с тем, что оно посвящено получению устойчивых к декогеренции (разрушению квантового состояния) топологически защищенных электронных состояний.