13.10.2015 | Медицина

Ученые идентифицировали личность по карте сигналов мозга

Сегодня идентификация личности с помощью биометрических данных широко используется в повседневной жизни. Сканеры отпечатков пальцев и сетчатки глаза встраивают в компьютеры, смартфоны и дверные замки.

Современная наука даже позволяет узнать человека по микробам, живущим на его теле. Не так давно выяснилось, что рисунок нервных импульсов в головном мозге также может быть уникальным.

В новом исследовании Эмили Финн (Emily Finn) из Йельского университета и её коллеги изучили результаты сканирования мозга 126 взрослых людей, в тот момент, когда они проходили тест на память или выполняли другие умственные действия.

Для того, чтобы найти индивидуальные особенности в передаче нервных сигналов, команда выделила на трёхмерных сканах мозга 268 узлов объёмом 2 кубических сантиметра. При сравнительно небольших размерах каждый такой участок содержал миллионы нейронов. Учёные специально отобрали области, которые, как правило, демонстрировали синхронную активность. Во многих отделах, особенно, ответственных за зрение и моторику, нейронная схема всегда работала одинаково. Но в некоторых местах, например, в лобной доле мозга нервные соединения у разных людей различались.

Проведя детальный анализ этих отличий, исследователи во время повторного сканирования смогли узнавать, какому участнику эксперимента принадлежит снимок, даже если в этот раз он обдумывал новую задачу.

Авторы работы, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, утверждают, что различия в структуре нервных цепей отдельных участников эксперимента оказались взаимосвязанными с результатами их IQ-теста. Это не означает, что сканируя мозг можно оценить интеллект человека, но, похоже, что уникальность мозговых сигналов зависит от когнитивных способностей. В частности, самый высокий балл получили люди с наиболее сильными связями между префронтальной корой, ответственной за принятие решений и построение планов действий, и теменной долей, где происходит анализ информации от органов чувств.

На сегодняшний день точность нового метода требует доработки. Учёные могут практически безошибочно узнавать людей на разных сессиях, но только если каждый раз те лежат внутри магнитно-резонансного томографа полностью расслабленно. Во время умственной деятельности вероятность опознания падала до 80-90%.

В пресс-релизе университета Финн говорит, что знание схемы мозга в будущем поможет врачам адаптировать методы лечения под конкретного пациента.

Сегодня для борьбы с психоневрологическими расстройствами используется огромное количество препаратов, но зачастую их приходится подбирать методом проб и ошибок. В один прекрасный день новый метод позволит быстро находить оптимальные средства.