21.09.2015 | Медицина

Медики предложили новый метод борьбы с болезнью Альцгеймера

Одной из причин развития болезни Альцгеймера может быть блокировка особых протоков в сосудах мозга, через которые выводится белковый "мусор".

Повторное их открытие и "промывка" мозга могут избавить пациентов от этой болезни, сообщают ирландские медики.

Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества — белка бета-амилоида. Он образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки повреждённых нейронов и формировании связей между ними. Нарушения в переработке молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.

Джеймс Кини (James Keaney) из Тринити-колледжа в Дублине (Trinity College) и его коллеги нашли ещё одну потенциальную причину развития этой болезни и способ её лечения. Медики изучали структуру мозга и его окружения в головах нескольких людей, умерших от болезни Альцгеймера, а также проводили эксперименты на грызунах.

Чтобы понимать, о чём идёт речь, нужно вспомнить, что мозг человека надёжно изолирован от всего остального организма так называемым гемоэнцефалическим барьером (ГЭБ). Это плотный слой из особых клеток, называемых астроцитами, окружающих все кровеносные сосуды мозга и не пропускающие внутрь него ничего, кроме кислорода и питательных веществ.

Как объясняют учёные, этот барьер является не монолитной стеной, а набором из своеобразных клеток-кирпичиков, между которыми есть небольшие протоки, так называемые "плотные контакты". Они представляют собой стенки двух соседних клеток, сшитых друг с другом молекулами двух особых белков – клаудинов и окклюдинов.

В нормальном состоянии эти протоки заблокированы, и через них не могут проникнуть даже самые небольшие молекулы, но при необходимости они могут быть открыты. Как показали опыты, которые Кини и его коллеги проводили на мышах, данные каналы играют важную роль в борьбе клеток мозга с бета-амилоидом.

К примеру, когда медики вводили раствор этого белка в мозг здоровых грызунов, ширина "плотных контактов" увеличивалась, что позволяло белковым бляшкам покидать мозг и уходить в кровеносную систему, где их уничтожали иммунные клетки.

Это происходило по той причине, что присутствие "обрезков" белка APP заставляло клетки гемоэнцефалического барьера перестать производить молекулы клаудинов и окклюдинов. В результате каналы раскрывались и начинали выпускать крупные частицы "белкового мусора" из нервных тканей.

Подобная "промывка" мозга, по всей видимости, не происходит в сосудах мышей и людей, страдающих от болезни Альцгеймера. Бета-амилоид начинает постепенно накапливаться в нервной ткани и уничтожать нейроны, постепенно лишая человека памяти, а затем и жизни, пишет РИА Новости.

Данную систему самоочистки мозга можно использовать для того, чтобы "проталкивать" через ГЭБ антитела, нейтрализующие бляшки бета-амилоида. Это позволит им очищать мозг больных от белкового мусора. Кроме того, принудительная активация этих каналов сама по себе может помочь людям, страдающим от болезни Альцгеймера — или полностью избавиться от неё, или замедлить ход её развития, заключают ирландские специалисты в статье журнала Science Advances.

Напомним, что недавно учёные выяснили, что болезнь Альцгеймера может быть заразной.