15.09.2015 | Медицина

Гормон сна поможет в лечении рассеянного склероза

Люди, страдающие от бессонницы и частой смены часовых поясов, нередко принимают гормон мелатонин, который регулирует внутренние часы организма и помогает заснуть.

Фото Cordelia Molloy/Science Source

Также известно, что мелатонин назначают при болезни Альцгеймера. Теперь же аргентинские учёные обнаружили, что гормон может облегчить симптомы у пациентов, страдающих от рассеянного склероза — тяжёлого неврологического расстройства, при котором ремиссии быстро сменяются обострениями.

Рассеянный склероз — редкое заболевание, при котором собственные иммунные клетки организма атакуют нейроны, поглощая их защитный жировой слой. Этот слой — миелиновая оболочка — защищает часть нейрона, которая передаёт сигналы, примерно так же, как гибкий пластик защищает телефонные кабели.

У больных повреждение этой оболочки обрывает связь между клетками, что приводит к проблемам с мышлением, памятью, зрением, равновесием и координацией мышц. Основная причина возникновения рассеянного склероза не известна до сих пор, но учёные подозревают, что свой вклад вносят экологические факторы, например, нехватка витамина D, ожирение и вирусные инфекции.

Другой фактор окружающей среды — сезонные изменения. Невролог Маурицио Фарез (Mauricio Farez) из института неврологических исследований Рауля Карреа, и его коллеги заметили, что наименьшее число обострений рассеянного склероза приходится на осень и зиму — времена года, когда производство мелатонина повышается.

Уровни мелатонина зависят от солнечного света, так что они колеблются в зависимости от смены времён года: уменьшение солнечного света (осенне-зимний период) вызывает повышение выработки мелатонина, а вот весной и летом, когда солнца больше, уровни гормона понижаются.

Чтобы проверить сезонный эффект мелатонина на пациентах с рассеянным склерозом, исследователи наблюдали 139 больных в течении года, отслеживая рецидивы и уровни малой молекулы мелатонина под названием 6-SM. Осенью и зимой частота рецидивов у пациентов сократилась на 32% по сравнению с тёплым временем года.

Исследователи полагают, что всё дело в иммунной системе: увеличение мелатонина приводит к увеличению числа защитных тел, известных как Т-клетки, которые генерируют защитные белки, удерживающие "неправильные" иммунные клетки. В то же время мелатонин активизирует белок, блокирующий производство вредных Т-клеток.

Исследователи проверили свою гипотезу на мышах. Когда они вводили животным мелатонин, в организмах грызунов улучшалось производство защитных Т-клеток и снижалась концентрация вредных клеток. Команда обнаружила подобные эффекты и во время экспериментов с клетками человека в лаборатории.

"Наше исследование открыло новые аспекты взаимосвязи рассеянного склероза с окружающей средой",– комментирует соавтор исследования невролог Франциско Кинтана (Francisco Quintana).

Результаты исследования являются важным шагом в верном направлении, хотя учёным ещё предстоит многое выяснить — например, как "хорошие" Т-клетки защищают миелиновые оболочки от атак сбившихся клеток. В будущем аргентинцы планируют провести исследования, которые прояснят этот вопрос. Также планируется провести эксперименты с участием жителей других стран и климатических поясов, ведь пока что учёные наблюдали лишь за больными из Аргентины.

Напомним, что ранее американские учёные также предлагали для лечения рассеянного склероза другой гормон – эстриол, вырабатываемый организмом женщины при беременности.

А научная статья аргентинских учёных была опубликована в журнале Cell.