23.08.2015 | Наука

Ученые: собак заставил эволюционировать климат

Первые собаки появились на территории Северной Америки, где климатические изменения превратили их из похожих на мангустов лесных обитателей в активных охотников, способных к внезапной атаке.

Иллюстрация Mauricio Anton

К такому выводу пришли ученые из США. Полученные данные стали ещё одним доказательством того, что климат способен резко повлиять на эволюцию как хищников, так и их жертв, отмечают исследователи.

"Наши результаты подкрепляют идею о том, что хищники могут быть также крайне чувствительны к изменениям в климате и среде обитания, как и травоядные, – комментирует соавтор работы Кристин Дженис (Christine Janis), профессор экологии и эволюционной биологии из Университета Брауна. – Несмотря на то, что вывод кажется крайне логичным, ранее мы не обнаруживали подтверждений этому. Также мы нашли доказательства того, что первые собаки появились именно в Северной Америке".

Собаки, члены семейства Псовые (Canidae), возникли в Северной Америке и долгое время жили там изолированно. 7 миллионов лет назад они мигрировали в Африку и Евразию, а в Южной Америке появились лишь 2 миллиона лет назад.

В настоящий момент псовые представлены лишь одним подсемейством Волчьи (Caninae). Многие вымершие виды были эндемиками для Северной Америки, например, Hesperocyoninaeи Borophaginae.

Исследовательская группа изучила коленные кости и зубы 32 пород собак, возраст останков которых варьировался в пределах 2-40 миллионов лет.

"Коленные кости могут показать, как меняются передние конечности хищников и их функции", – комментирует Дженис.

В результате благодаря окаменелостям исследователи смогли проследить чёткие эволюционные закономерности, которые, по всей видимости, были обусловлены климатическими изменениями.

Учёные установили, что, так как леса постепенно сменились открытыми полями, воздух стал холоднее, а условия суше, собаки превратились из поджидающих в засаде хищников в активных охотников, которые стремились внезапно атаковать противника. Подобной стратегии, кстати, придерживаются современные лисы и койоты. Затем они и вовсе начали преследовать своих жертв подобно волкам. Окружающие условия сменились с влажного лиственного леса на песчаную саванну. На таких территориях попросту негде было прятаться и приходилось бежать за добычей.

Строение коленных костей собак позволяет животным захватывать добычу и бороться с ней. Псовые также развили уникальную выносливость, позволяющую им долго преследовать свою жертву. Со временем клыки зверей также стали крепче.

Группа Дженис полагает, что, раз собаки и другие хищники развивались в ответ на климатические изменения в течение последних 40 миллионов лет, то, вероятно, их эволюция продолжится в ответ на изменения климата по вине человека, происходящие сегодня.

Научная статья об эволюции собак была опубликована журналом Nature Communications.