10.07.2015 | Наука

Палеонтологи изучили ископаемые останки динозавра нового вида

Палеонтологи изучили найденные на территории Южной Альберты (Канада) ископаемые останки нового вида динозавра, получившего прозвище "рогатое лицо Венди" (Wendy's horned-face).

Иллюстрация Danielle Dufault

Научное название животного звучит как Wendiceratops pinhornensis – в честь канадской охотницы за ископаемыми Венди Слободы (Wendy Sloboda), обнаружившей останки в 2010 году.

При жизни динозавр обладал сложными рогами, украшавшими голову. Эти останки могут пролить свет на эволюцию выдающихся черт трицератопсов.

"Wendiceratops помогает нам понять раннюю эволюцию черепного орнамента у этой знаковой группы динозавров с рогом на морде, – объясняет один из ведущих авторов исследования Дэвид Эванс (David Evans) из Королевского музея Онтарио и университета Торонто. – Широкая морда животного окружена капюшоном, похожим на жабо, из многочисленных загнутых рогов, а нос украшен большим, вертикально стоящим рогом. Вероятно, над его глазами также было по рогу. Это один из самых рогатых динозавров, когда-либо живших на нашей планете".

Эванс вместе со своим коллегой Майклом Райаном (Michael Ryan) из Кливлендского музея естествознания рассказал об исследовании останков в журнале PLoS ONE.

Всего было обнаружено 200 костей, по крайней мере, четырёх особей динозавров Венди (три взрослых и одна неполовозрелая). Кости сохранились в Формации Олдман (Oldman Formation), и палеонтологи утверждают, что звери эти обитали на нашей планете около 79 миллионов лет тому назад. При жизни динозавры достигали более 6 метров в длину и весили около тонны.

Большой вертикальный носовой рог у вендицератопса представляет собой старейший пример возникновения этой функции у цератопсов в целом, сообщают авторы работы. Вероятно, именно с этого динозавра и началась эволюция этого и других лицевых рогов, делают вывод палеонтологи.

Трицератопсы появились спустя 10 миллионов лет после того, как по Земле ходили вендицератопсы. Это были большие, четвероногие и травоядные динозавры, массивную голову которых обрамляли два больших рога, а на носу был рог поменьше. К тому же у них был клюв, позволяющий "срезать" растения, и такой же костяной "воротник" на шее. Сравнив эти особенности с недавно обнаруженным предком трицератопсов, исследователи получили подсказки о том, почему развились подобные образования.

Помимо того, что рога использовались динозаврами для защиты от хищников, они, наверняка, также были своего рода опознавательными знаками той или иной особи, помогали визуальной коммуникации древних животных, а также могли прибавить особи привлекательности для потенциальных партнёров.