25.06.2015 | Наука

Антарктический волосатый йети впервые подробно описан

Щетинистые крабы, проживающие в антарктических водах, получили официальное видовое название и полное описание от морских биологов.

Фото National Environment Research Council

Поначалу после обнаружения исследователи в шутку называли их йети-крабами и хоффами (Hoff) – в честь актёра Дэвида Хассельхоффа, часто появляющегося в кинокартинах с обнажённым волосатым торсом.

Эти необычные существа в огромных количествах населяют гидротермальные источники на морском дне, и теперь научный мир будет называть их Kiwa tyleri. Название было дано в честь британского полярного биолога Пола Тайлера (Paul Tyler) из Саутгемптонского университета.

Длина крабов варьируется от 0,5 до 15 сантиметров, причём самки существенно уступают самцам в размерах.

"Брюшко этих крабов покрыто щетинками, в которых процветают бактерии, в свою очередь являющиеся источником питания для K. tyleri,– рассказывает доктор Свен Татье (Sven Thatje), один из авторов исследования. – Ничего удивительного, если в общественном сознании укоренится шутливое прозвище хофф, а не научное название.

Однако интерес учёного сообщества к этому животному самый что ни на есть серьёзный. Его существование поднимает действительно важные вопросы о том, как организмы выживают, развиваются и распространяются в глубоководных условиях".

Гидротермальные источники, где обитают K. tyleri, — это небольшие островки комфорта, окружённые со всех сторон жестокой и враждебной средой с экстремально низкими температурами.

Необычное существо было обнаружено в Южном океане у хребта Ист Скотия Ридж на глубине в два километра. Как правило, температура воды в этой зоне ниже нуля, а живущие там крабы толпятся возле гидротермальных источников — локаций вулканической природы. Вода проникает в недра Земли сквозь трещины на дне, сильно нагревается, обогащается растворёнными металлами и другими химическими веществами, а затем отправляется обратно в океан. Специализированные бактерии используют эту горячую жидкость для строительства экосистемы.

Йети-крабы питаются этим бактериальным сообществом: микроорганизмы проживают на его щетинках, а животное использует ротовые гребни, чтобы соскребать их и поглощать.

Более того, на лапах краба присутствуют шипы, которые позволяют ему взбираться по сложным структурам, выполняющих на этих горячих участках роль вентиляции или дымохода. Это означает, что K. tyleri с лёгкостью может добраться до места, в котором условия для производства пищи будут самыми лучшими.

Однако крабам всё равно приходится быть осторожными. Если они подберутся к "вентиляционным отверстиям" источника, то попадут под потоки температурой около 400 градусов по Цельсию. Если же, напротив, они отойдут слишком далеко от источника, их может унести в ледяные воды Антарктики.

"Вода в Антарктике очень холодна, в Южном океане почти не живут крабы или омары, – продолжает Татье. – По сути, K. tyleri – заключённый на небольшом клочке земли. Это увлекательный аспект биологии этого вида".

Чтобы дать потомство, самки крабов уходят в более холодные места. Материнство у этих животных — дело неблагодарное: сделав кладку, животное умирает. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что, уходя в более прохладные участки, самка лишает себя достаточного количества пищи.

Снимки, полученные во время экспедиции британского батискафа Isis в 2010 году, показали, что несколько сотен особей ютятся на небольших участках своей зоны обитания (до 700 крабов на один квадратный метр). Температура там колеблется от +4 до +30 градусов.

Глубоководный аппарат тогда также взял несколько образцов K. tyleri для дальнейшего изучения биологами с помощью генетического анализа и компьютерной томографии.

На настоящий момент K. tyleri является третьим видом йети-крабов, обнаруженных морскими биологами. Два других вида, K. puravida и K. hirsute, живут в бассейне Тихого океана, возле Антарктиды и Коста-Рики, соответственно.

Учёные полагают, что тихоокеанские йети-крабы возникли около 10-20 миллионов лет назад, а до Атлантики добрались через пролив Дрейка, отделяющий Южную Америку и Антарктиду.

Предполагается, что распространились они по вулканическим системам. Татье надеется, что будущие исследования помогут пролить свет на происхождение столь любопытного животного.

Научная статья о нынешнем исследовании была опубликована в издании PLoS One.