09.06.2015 | Наука

Внутреннее строение Марса изучат по падениям метеоритов

Многие годы изучения Марса так и не раскрыли учёным некоторые секреты Красной планеты. Например, они до сих пор не знают, что же кроется под его поверхностью.

Сейчас принято считать, что когда-то Марс обладал глобальным магнитным полем и на нём функционировали вулканы. Но дальше начинаются сплошные гипотезы, исследователи затрудняются сказать даже, в каком состоянии находится сейчас ядро Марса — расплавлено оно или нет. Некоторые предполагают, что, как и на Земле, на Марсе имеют место тектоника плит, которая сопровождается характерными толчками.

Для того чтобы восполнить некоторые пробелы в этих знаниях НАСА разработало программу, которая получила сложное название Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport, или просто InSight. Его можно дословно перевести с английского как "внутренняя разведка с помощью исследования сейсмологической обстановки, геодезии и теплопередачи".

В рамках миссии готовится запуск одноимённого спускаемого геофизического зонда, который намечен на март 2016 года. С помощью сложных геофизических инструментов учёные надеются обнаружить следы процессов формирования скалистых планет земного типа, а также измерить основные "показатели жизнедеятельности" Марса: измерить его "пульс" (сейсмическими датчиками), "температуру" (датчиками теплового потока) и оценить "рефлексы" (поможет точное слежение).

Одна из основных целей программы InSight – фиксировать толчки. Если таковые будут обнаружены, то учёные получат более детальное представление о внутренней жизни Красной планеты. В связи с этим доктор Ник Тинби (Nick Teanby) из Бристольского университета и его команда предложили в числе прочего заняться поиском сейсмических волн, вызванных падениями на Марс метеоритов.

По словам учёного, подобные столкновения не производят сильных сейсмических сигналов, но на Красной планете нет фонового шума от людей и машин, растительности или волн, как на Земле. Вполне вероятно, что по этой причине будущему зонду удастся фиксировать такие слабые "толчки".

На Земле для определения источника сейсмических волн необходимо иметь данные с трёх сейсмометров. Одному марсианскому зонду выполнение такой задачи будет не под силу. Поэтому, планируется, что вместе со спускаемым аппаратом InSight будут работать и орбитальные зонды, благодаря которым можно будет точно выяснить место падения метеоритов.

Вместе с сейсмологическими данными такая информация позволит учёным составить новое более глубокое представление о "внутренней жизни" Марса и даст некоторую информацию о составе пород, залегающих глубоко под его поверхностью.

Доктор Тинби описал своё видение использования сейсмических волн от падения метеоритов с целью получения информации о внутреннем характере Красной планеты в статье, которая опубликована в издании Icarus.