30.04.2015 | Наука

Вода могла появиться уже через миллиард лет после Большого взрыва

Согласно существующим теориям, вода образовалась на довольно поздних этапах развития Вселенной. Учёные считают, что долгое время после Большого взрыва существовали только лёгкие элементы: водород и гелий.

Потом должны были появиться первые звёзды, способные произвести в своих "реакторах" кислород. Затем этот строительный элемент при взрывах сверхновых должен был распространиться в пространстве и в достаточном количестве соединиться с водородом. Но первые облака газа содержали в тысячи раз меньше кислорода, чем сегодня присутствует в Млечном Пути, и исследователи космоса полагали, что на формирование значимых запасов воды ушло несколько миллиардов лет.

Однако, согласно результатам нового исследования, опубликованного в издании Astrophysical Journal Letters, вода могла в изобилии встречаться уже через миллиард лет после Большого взрыва.

"Мы изучали химические процессы в молодых молекулярных облаках, содержащих гораздо меньше кислорода, чем Солнце, — сообщает в пресс-релизе астрофизик Ави Лёб (Avi Loeb) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. — К нашему удивлению, мы обнаружили, что и в этих условиях можно получить столько же водяного пара, сколько содержится в нашей галактике".

Лёб и его коллеги из Тель-Авивского университета (TAU) обнаружили, что при температуре ранней Вселенной около 26 градусов по Цельсию вода в больших количествах могла образовываться даже в условиях недостатка сырья.

"Вселенная тогда была теплее, чем сегодня, и газ не мог эффективно охлаждаться", — объясняет соавтор исследования Шмуэль Биали (Shmuel Bialy).

Кроме того, свечение космического микроволнового фона было ярче, а плотность газа существенно выше, чем сегодня. И хотя ультрафиолетовое излучение звёзд на первых порах разрушало появляющиеся молекулы жидкости, необходимой для появления жизни, учёные считают, что за несколько сотен миллионов лет должно было быть достигнуто равновесие между образованием и распадом воды.

Стоит отметить, что новая работа показывает, сколько воды могло существовать в газовой фазе в молекулярных облаках, которые образовали более поздние поколения звёзд и планет. Но эти расчёты не позволяют определить, какая часть воды могла быть, в конечном счёте, включена в формирующиеся планетные системы.

Напомним, что ранее мы писали о другой работе Лёба, в которой он предполагал, что уже через 15 миллионов лет после Большого взрыва в некоторых областях Вселенной условия были благоприятны для формирования самых простых живых организмов.