16.03.2015 | Наука

Поверхность Луны оказалась похожа на лоскутное одеяло

Несмотря на неполадки в работе китайского лунохода "Нефритовый заяц", ровер всё же по-прежнему является источником ценных научных данных.

Аппарат уже не работает, но учёные всё ещё анализируют полученные им данные. Последние результаты этой миссии, в частности, позволяют предположить, что планетологическая история Луны была намного более насыщенной, чем предполагалось ранее.

Ровер Yutu проанализировал структуру поверхности естественного спутника Земли и обнаружил под своими колёсами, по крайней мере, девять различных слоёв горных пород. Это означает, что исследуемая область, а возможно, и вся Луна, была геологически активной в течение последних 3,3 миллиарда лет.

"Мы сделали два крайне интересных наблюдения в ходе нашего исследования. Во-первых, мы идентифицировали больше случаев вулканических извержений в поздний период лунной эволюционной истории. А во-вторых, мы обнаружили, что лунные моря, которые, по сути, являются вулканическими равнинами, состоят не только из базальтовых лав, но и из пирокластических пород, сформированных во время вулканических взрывов. Последнее открытие может объяснить состав летучих веществ лунной мантии", — рассказывает ведущий автор исследования Лун Сяо (Long Xiao), планетолог из Китайского университета геологических наук.

В статье Сяо и его коллег, опубликованной в журнале Science, приведены результаты анализов снимков камеры и радара LPR. Последний может исследовать лунные структуры на 400 метров вглубь от поверхности. Все полученные данные дают исчерпывающую информацию о месте посадки "Чанъэ-3" — аппарата, который доставил "Нефритового зайца" на поверхности Селены.

Исследуемый Yutu участок Луны расположен всего в 50 метрах от кратера С1, ширина которого составляет 450 метров. Согласно теориям учёных, С1 образовался в ходе космического столкновения земного спутника с другим небесным телом около 80-27 миллионов лет назад.

Авторы нового исследования отмечают, что место, где высадились "Чанъэ-3" и "Нефритовый заяц" сильно отличаются по своему планетологическому составу от тех локаций, которые изучали советские луноходы и астронавты миссий "Аполлон". То есть структура нашего спутника является "разношёрстной", как лоскутное одеяло, отмечают исследователи.

На данный момент Yutu перестал пересылать данные в связи с механическими неисправностями аппарата. Однако исследователи продолжают изучать то, что ровер успел передать на Землю до своего окончательного выхода из строя. Сяо и его коллеги надеются, что им удастся узнать больше о планетологических особенностях и эволюционной истории Луны в результате новых космических миссий.