14.03.2015 | Медицина

Ультразвук помог побороть потерю памяти при болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера — хроническое нейродегенеративное заболевание, которое чаще всего проявляется у людей после 65 лет. Как правило, оно начинает развиваться медленно.

Но с течением времени прогрессирует и приводит к потере памяти, угасанию функций организма и, в конце концов, к смерти.

Прежние исследования показали тесную связь болезни Альцгеймера с накоплением бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях мозга, что влияет на связи нейронов. Учёные из Университета Квинсленда обнаружили новый способ удаления этих токсичных бляшек с помощью неинвазивной формы ультразвуковой терапии.

Поясним. Бета-амилоидные пептиды, состоящие из 36-43 аминокислот, связывают с развитием и прогрессированием болезни Альцгеймера и отложением вредоносных бляшек. Удаление этого токсичного вещества из мозга почти всегда требуют инвазивного фармакологического вмешательства, которое далеко не всегда действует эффективно.

Работа австралийских учёных направлена именно на то, чтобы предложить потенциально новый нелекарственный подход для удаления амилоидных отложений. Исследователи утверждают, что они восстановили функцию памяти в мозге мыши, у которой уже были обнаружены симптомы болезни Альцгеймера и отложения бета-амилоида.

Во время лечения грызуна исследователи использовали несколько ультразвуковых сканирований головного мозга, чтобы удалить амилоиды без использования каких бы то ни было дополнительных химических агентов (таких как противоамилоидные антитела). Исследователи говорят, что с помощью высокочастотных звуковых волн ультразвукового оборудования им удалось разбудить микроглии — клетки, выступающие в качестве иммунной защиты в центральной нервной системе. Микроглии в свою очередь начали уничтожать токсичные бляшки.

"Эта процедура помогла больной мыши вернуть память на тот же уровень, что и у здоровых животных, – рассказывает профессор Юрген Гёц (Jürgen Götz), уже давно занимающийся поисками способов борьбы с недугом. – Мы также работаем, чтобы узнать, способен ли данный метод избавить от других токсичных белковых отложений при различных заболеваниях, а также помогает ли он восстановить другие функции, утрачиваемые при нейродегенеративных заболеваниях, например, функцию самостоятельного принятия решений и управления движениями".

Для подтверждения эффективности данного метода лечения учёные использовали конфокальную микроскопию. Она позволила создать трёхмерную реконструкцию мозга и подтвердить, что лечение ультразвуком значительно снижает количество токсичных бляшек.
.
"Мы крайне рады, что наш инновационный способ лечения не подразумевает использования терапевтических медикаментов, – продолжает профессор Гёц. – Очень быстрые ультразвуковые колебания активируют микроглии, которые "переваривают" и удаляют амилоидные бляшки, разрушающие синапсы головного мозга. Я считаю, что у этого подхода к лечению болезни Альцгеймера большое будущее, и он коренным образом изменит наше понимание того, как лечить этот недуг".

В настоящее время от деменции, в том числе от болезни Альцгеймера, страдают более 35 миллионов человек во всём мире. Прогнозы говорят, что эта цифра удвоится к 2030 году, а затем возрастёт до 115 миллионов к 2050 году.

"В условиях старения населения стоит ожидать и растущих нагрузок на систему здравоохранения, причём важным фактором является стоимость лечения, – говорит Гёц. – Медикаментозное вмешательство, в том числе лечение с использованием антител, является весьма дорогостоящим, в то время как наш метод использует сравнительно недорогую технологию УЗИ и микропузырьков, которая к тому же является неинвазивной и кажется весьма эффективной. Наш подход может временно открыть гематоэнцефалический барьер, активизируя механизмы, разрушающие скопления токсичных белков и восстанавливающие функции памяти. ГЭБ остаётся открытым в течение нескольких часов и достаточно быстро возвращается к своим защитным функциям".

В настоящее время исследователи работают над созданием ультразвукового устройства, которое позволит повторить лечение для более крупных животных (в том числе для овец). Испытания на людях, как ожидается, начнутся по меньшей мере через два года.

Научная статья группы Гёца была опубликована в издании Science Translational Medicine.