11.03.2015 | Медицина

Создан новый класс препаратов для замедления старения

Несмотря на то, что средняя продолжительность жизни человека постоянно увеличивается, люди по-прежнему недовольны веком, который им отпущен.

Биогеронтологи сегодня постоянно занимаются поиском "молодильных яблок" — лекарства или терапевтической методики, которая помогла бы замедлить процессы старения. Сейчас это как никогда актуально, поскольку эксперты определили, что человек потенциально способен прожить пятьсот лет.

Недавно учёные открыли новый класс лекарственных препаратов, который получил название сенолитики. Их эффективность в вопросе предотвращения процессов увядания организма была доказана экспериментально на животных моделях.

Науке уже известно, что с возрастом некоторые клетки организма прекращают делиться, а значит, замедляется процесс регенерации тканей. Учёные решили, что если уничтожить "больные" клетки, то организм будет дольше защищён от различного рода заболеваний. Поэтому специалисты из Исследовательского института Скриппса и Клиники Майо, которые стали авторами нового исследования, решили подыскать способ избавить тело от более неделящихся клеток, не повреждая при этом здоровые ткани.

В ходе своей работы учёные определили, что по своему "поведению" стареющие клетки похожи на раковые: и те, и другие отличают повышенной экспрессией так называемых сетей провыживаемости (pro-survival networks), которые помогают им сопротивляться апоптозу, то есть, запрограммированной клеточной смерти.

Это открытие позволило исследователям сузить область поиска потенциальных кандидатов в лекарства от старения до двух доступных биохимических соединений. Первое из них называется дазатиниб, и оно уже широко используется на медицинском рынке в качестве лекарства от рака. Второе соединение называется кверцетин и представляет собой природный "коктейль" из биохимических веществ, который также используется в медицине в качестве антигистамина и противовоспалительного средства.

Испытания в клеточных культурах показали, что эти два соединения вызывают смерть стареющих клеток, даже если действуют по отдельности. Дазатиниб уничтожает стареющие клетки-предшественники жировых клеток человека, в то время как кверцетин наиболее эффективен в устранении стареющих эндотелиальных клеток человека и мышиных стволовых клеток костного мозга.

Как рассказывается в отчётной статье, опубликованной в журнале Aging Cell, наибольший эффект проявляется при комбинировании двух этих препаратов.

Убедившись в эффективности препаратов на клеточных культурах, учёные приступили к испытанию на мышах. Старые грызуны, получившие единичную дозу препаратов, уже через пять дней после приёма лекарств продемонстрировали улучшенную сердечно-сосудистую функцию по сравнению с контрольной группой. Животные, чей организм был ослаблен лучевой терапией, но защищён дазатинибом и кверцетином, показали повышенную устойчивость к физическим нагрузкам.

Действие препаратов оказалось долгоиграющим: эффект у мышей сохранялся в течение семи месяцев после однократного приёма. Состояние здоровья также было лучше у тех грызунов, которых заставили ускоренно состариться при помощи препаратов, вызывающих симптомы остеопороза и дегенерации позвоночника.

Учёные не исключают возможности проявления серьёзных побочных эффектов при длительном приёме сенолитиков. Однако они надеются, что их открытие в дальнейшем позволит подобрать идеальную формулу для лекарства от старости.