26.12.2014 | Медицина

Ученые описали воздействие холестерина на кишечник

Ученые объяснили одну из причин, почему богатая холестерином диета вызывает воспалительные процессы в кишечнике. Статья на данную тему представлена в журнале Nature Communications.

Рацион западного типа нередко связывают с хроническими заболеваниями кишечника (язвенным колитом и болезнью Крона, например), однако конкретные механизмы, связывающие холестерин в пище и сбои в работе кишечника, пока оставались неясными.

Как обнаружили ученые, уже через несколько часов после поедания богатой холестерином пищи (густые топленые сливки, растворенные в воде) в кишечнике модельных организмов — рыбок данио рерио — начались воспалительные реакции. Исследователи выяснили, что это связано прежде всего с тем, как холестерин связывается с белками выстилающих кишечник клеток эпителия. Свою роль сыграли и сигналы от живущих там микробов: они активировали в эпителиальных клетках инфламмасому (особый белковый комплекс, который приводит к запуску воспалительной реакции при контакте клетки с микроорганизмами).

После десяти дней на богатой холестерином диете перистальтика (движения мышц, толкающие пищу по желудочно-кишечному тракту) у рыб нарушилась – это, по мнению ученых, является первым признаком синдрома раздраженной кишки и других расстройств ЖКТ. Однако исследователи пока затрудняются сказать, насколько эта закономерность работает применительно к организму человека.