17.12.2014 | Наука

Открыт странный "шарообразный" представитель кембрийской фауны

Животное, которое не прошло естественный отбор и дошло до наших дней в форме невразумительного отпечатка в камне, демонстрирует, как удивительна и разнообразна была жизнь в древних кембрийских морях.

На территории округа Чэнцзян провинции Юньнань, на юге Китая, располагаются знаменитые Маотяньшаньские сланцы. В толще породы палеонтологи находят старейшие образцы фауны планеты, возраст которых достигает 520 миллионов лет. Здесь встречаются преимущественно окаменелости членистоногих, в частности дальних родственников крабов и омаров, а также разнообразные виды червей. За богатство ископаемых фауна Маотяньшаньских сланцев получила название Чэнцзянская биота.

Столь древние обитатели представляют особый интерес, поскольку они существовали задолго до появления млекопитающих или рептилий, да и вообще эволюция хордовых только-только начиналась. Ещё одним интригующим вопросом является загадочный кембрийский взрыв ― до сих пор необъяснённое наукой проявление биоразнообразия кембрийского периода на фоне малого количества ископаемых предыдущих эпох.

По этим и многим другим причинам палеонтологи собирают любые крупицы информации о представителях кембрийской фауны. Удачей считается открытие скелетов, а уж обнаружение отпечатков мягких тканей ― и вовсе невероятный успех.

Однако животное, которое было найдено и описано совместной британско-китайской экспедицией, оказалось и вовсе уникальным, не имеющее аналогов сегодня.

"Речь идёт о единственном ископаемом, очень загадочном, которое было обнаружено после 30 лет работы наших китайских коллег в Чэнцзяне, ― рассказывает доктор Том Харви (Tom Harvey) из университета Лестера. ― Перед нами исключительно редкий вид, который показывает насколько разнообразные и причудливые формы может приобретать жизнь".

По словам учёных, внешне отпечаток животного напоминает раздавленное птичье гнездо. Исходя из морфологии останков, исследователи заявляют, что при жизни это чудовище напоминало шар, защищённый шипами наружного скелета.

Nidelric pugio ― так был назван новый вид. Этим авторы открытия отдают дань памяти британскому учёному Ричарду Элдриджу (Richard Aldridge), известному своими исследованиями древних хордовых ― конодонтов. Он скончался в начале 2014 года. В слове Nidelric одна часть относится к старинному имени Aedelic, от которого произошла фамилия учёного, а другая — к латинскому слову Nidus, которое переводится как "птичье гнездо".

Необычным у N. pugio является не только форма, но и содержание: внутри животного не обнаружили следов внутренних органов. Наиболее правдоподобной можно считать гипотезу о том, что N. pugio было представителем донных организмов, и вело сидячий образ жизни.

К сожалению, нет никаких данных ни о питании, ни о способе передвижения животного. N. pugio могло быть разновидностью губки и, возможно, обладало аппаратом для того, чтобы удерживаться у дна. Между тем никаких признаков такого органа среди останков не обнаружено. В настоящее время N. pugio условно относят к вымершему семейству Chancelloriidae.

Несмотря на то, что находка имеет невразумительную форму, палеонтологи всё же заявляют об относительно хорошем состоянии окаменелости. Вероятно, что в какой-то момент животное было раздавлено и потеряло свой естественный шарообразный вид.

"Мы привыкли к работе с сильно повреждёнными скелетными останками древних животных, ― рассказывает Том Херинг (Tom Hearing) из университета Лестера. ― Но на примере данного образца мы всё же можем наблюдать, как оно было устроено первоначально".

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в публикации в журнале Scientific Reports.