09.12.2014 | Наука

Внутри метеорита найдены следы возможной марсианской жизни

Команда планетологов из Политехнической школы Лозанны (EPFL) в Швейцарии опубликовала результаты изучения марсианского метеорита в журнале Meteoritics and Planetary Sciences.

Споры о существовании жизни на Марсе ведутся очень давно. Учёные приводят аргументы то в пользу того, что Красная планета когда-то была населена и жизнь на Землю была занесена именно оттуда, то опровергают эти гипотезы и утверждают, что Марс непригоден для жизни в той форме, какой она известна нам сегодня.

Теперь же дискуссии вокруг этого вопроса возобновляются. В своей статье учёные утверждают, что вероятность того, что на Марсе была (или даже есть) жизнь, возросла после получения новых данных.

Международная группа астрономов из Швейцарии, Китая, Японии и Германии во главе с Филиппом Жилле (Philippe Gillet) провела детальный анализ следов органического углерода в марсианском метеорите. Учёные убеждены: велика вероятность того, что эти следы имеют биологическое происхождение.

По словам Жилле, углерод мог храниться в трещинах камня, когда тот ещё был частью поверхности Марса. Красная планета в те времена могла быть богата водой и органическими веществами.

Изучаемый метеорит, вероятно, откололся от поверхности родной планеты при астероидной бомбёжке и после длительного космического путешествия упал на Землю в районе марокканской пустыни 18 июля 2011 года. Ценная порода получила название Тиссинт (Tissint).

Первичный анализ космической глыбы показал, что на ней имеются небольшие трещины, которые заполнены углеродсодержащими веществами. Учёными уже не раз было доказано, что подобные соединения имеют органическое происхождение, но до сих пор было непонятно, действительно ли эти крошечные углеродные вкрапления являются следами древней марсианской жизни.

Химический, микроскопический и изотопный анализы углеродного материала позволили исследователям вывести несколько возможных объяснений его происхождения. Учёные обнаружили характеристики, которые однозначно исключали земное происхождение углеродсодержащих соединений. Также они точно установили, что углерод присутствовал в трещинах Тиссинта прежде, чем он откололся от поверхности Марса.

Предыдущие исследования предполагали, что углеродные соединения возникли в результате кристаллизации при высоких температурах в магме. Но Жилле и его коллеги опровергают эту версию: согласно новому исследованию, более вероятным объяснением является сценарий, при котором жидкости, содержащие органические соединения биологического происхождения, проникли внутрь "материнской" породы Тиссинта при низких температурах близко к поверхности Марса.

Эти выводы подтверждаются некоторыми особенностями углеродного материала внутри метеорита, например, соотношением изотопов углерода-13 и углерода-12. Оно оказалось значительно ниже, чем соотношение углерода-13 в углероде марсианской атмосферы, которая была измерена марсианскими роверами.

Кроме того, разница между этими коэффициентами соответствует той, которая наблюдается на Земле, между куском углеродного материала, который имеет чисто биологическое происхождение, и углеродом в атмосфере. Исследователи отмечают, что органическое соединение могло также быть занесено на Марс вместе с примитивными метеоритами — карбонатными хондритами. Тем не менее, они считают этот сценарий крайне маловероятным, поскольку такие метеориты содержат очень низкие концентрации органических веществ.

Жилле, впрочем, отмечает в пресс-релизе, что он открыт к дискуссии. Он надеется, что дальнейшие аргументы планетологов, не принимавших участия в данной работе, помогут ему и его коллегам взглянуть на проблему по-новому.