09.10.2014 | Наука

В индонезийской пещере обнаружены старейшие в мире произведения искусства

Рисунки животных и трафареты рук, обнаруженные в известняковой пещере на индонезийском острове Сулавеси к юго-востоку от Борнео, могут изменить традиционное представление о зарождении наскальной живописи.

Около 40 тысяч лет назад ранние европейцы первыми начали рисовать пигментом на стенах, породив современное искусство. Однако теперь выяснилось, что азиатские петроглифы столь же древние, как и европейские эквиваленты, а в некоторых случаях даже старше.

Самый яркий рисунок, кажется, изображает в профиль самку бабируссы (так называется питающееся фруктами животное, также известное как свинья-олень). Едва заметная красная линия ниже может представлять землю, по которой идёт животное. Рядом с этой "картиной", украшающей потолок четырёхметровой пещеры, остались трафаретные изображения человеческих рук: некто приложил ладонь к камню и распылил влажные пигменты над ней.

Вообще-то, эти наскальные рисунки были обнаружены полвека назад. Однако только сейчас учёным удалось датировать их. Чтобы узнать, когда именно были написаны эти и ещё 12 аналогичных "картин", Максим Обер (Maxime Aubert) из университета Гриффита в Квинсленде (Австралия) и его коллеги собрали крошечную часть слоя кальцита, покрывающего пигмент. Мерцающий кристаллический материал — крошечные сталактиты, называемые иногда "пещерным попкорном" — образовывается на стенах многих пещер под действием капающей воды.

Анализ урана в этих отложениях показал, что рисунку бабируссы как минимум 35400 лет. То есть он является первым обнаруженным на сей день примером фигуративной живописи в мире. Трафаретному изображению руки по меньшей мере 39900 лет — это также старейший пример этого древнего вида искусства. Все рисунки относятся к эпохе плейстоцена. В пещере видны изображения рук людей разных возрастов и пола. Точнее определить сложно, но очевидно, что есть руки и взрослых, и детей.

В пещере также присутствуют петроглифы, созданные 27 тысяч лет назад: очевидно, что люди жили в пещере и рисовали на её стенах на протяжении по меньшей мере 13 тысяч лет.

Что касается бабируссы, то это животное до сих пор существует (хотя и встречается очень редко). Предположительно, 40 тысяч лет назад оно было достаточно распространено в равнинных лесах Мароса, карстовой области Индонезии. Не совсем понятно, почему именно его решил запечатлеть художник, но, возможно, именно бабирусса была главным объектом охоты древних людей.

Несомненно, эти картины были созданы первыми представителями современного человека, и они опровергают устоявшееся мнение, что художественное самовыражение восходит к ранним европейцем. Видимо, искусство либо зарождалось более, чем один раз (на нескольких участках как на восточной, так и на западной границе обитания ранних людей), либо же искусство появилось гораздо раньше, ещё до миграции людей из Африки по направлению к Европе и Азии около 60 тысяч лет назад.

По мнению специалистов, если азиатские страны начнут более серьёзно изучать такие потайные локации, это произведёт настоящую революцию в познании возникновения и развития искусства.

Изображение бабируссы может дать некоторое представление о том, как развивалась наскальная живопись. Некоторые исследователи считают, что сначала люди начали рисовать простые точки и линии, затем — контурные представления о мире и, в конце концов, научились делать сложные росписи. Другие же уверены: развитие искусства не было столь линейно и сложная роспись (например, как в пещере Шове во Франции) могла возникнуть и на самых ранних стадиях развития искусства.

Чтобы создать трафаретные изображения рук, люди выдували пигмент через соломинку: такие рисунки находят в пещерах всех времён в Европе, Азии и Южной Америке. Старейший европейский образец находится в испанской пещере Эль-Кастильо и датируется возрастом в 37300 лет. Также там был найден один из самых ранних примеров пещерной живописи: большая красная точка, которой как минимум 40800 лет. В Южной Африке первые неслучайные следы охры датируются 77 тысячами лет.

Исследователи точно не знают, что обозначают эти отпечатки рук. Возможно, это своеобразная подпись автора, а может, ранние признаки мистицизма. Можно только догадываться, зачем человек в некотором смысле оставил свой знак на стене навсегда. Существует также версия, что с помощью трафаретных изображений рук наши предки впервые поняли, что трёхмерный объект можно изобразить и на двумерной плоскости.

Научную статью о древних рисунках можно прочитать в журнале Nature.

Вести.Ru

Фотогармошка 300
Аккерманская крепость
Адвокат