02.10.2014 | Наука

Над Титаном витают ледяные облака из цианида

Спутник Сатурна Титан не перестаёт удивлять учёных своими особенностями. После того, как планетологи разобрались с загадкой исчезающего острова, поступили новые данные.

Они указывают на то, что в высоких слоях атмосферы Титана витают облака из цианида водорода.

Сгустки, состоящие из микроскопических частиц льда, располагаются на расстоянии 300 километров над поверхностью спутника. Это открытие позволяет предположить, что над его Южным полюсом воздух должен быть существенно холоднее, чем считалось ранее.

"Полученные данные в очередной раз убедили нас в том, что мы всегда должны быть готовы к неожиданным открытиям. Даже если речь идёт о небесном теле, которые мы, казалось бы, уже неплохо изучили", — говорит ведущий автор исследования Ремко де Кок (Remco de Kok) из Лейденского университета в Нидерландах.

Открытие переворачивает общепринятые представления о погодных условиях на Титане. Более того, при помощи полученной информации учёные смогли дополнить уже существующие знания об атмосфере молодой Земли, которая, как принято считать, была гораздо более насыщена метаном и другими углеводородами, чем сегодня.

Впервые облако над южным полюсом Титана учёные заметили ещё в 2012 году. Тогда зрелище не было чем-то диковинным, поскольку в той части спутника приближался зимний период, температура падала, а газы постепенно замерзали где-то в верхних слоях атмосферы. Аналогичное зрелище учёные наблюдали в начале 2000-х годов в северном полушарии спутника, когда зима приходилась на то полушарие.

Получив результаты наблюдения за южным облаком, де Кок решил исследовать сгусток на предмет химического состава. Вместе со своей командой он изучил данные, записанные инфракрасным спектрометром аппарата "Кассини", и заметил несколько особенностей в инфракрасном спектре облака, которых не было видно в других безоблачных регионах спутника.

Выбрав из нескольких возможных вариантов, исследователи пришли к выводу, что эти особенности являются "подписью" льда из цианистого водорода. Это химическое соединение является одним из многих видов углеводородов, которые циркулируют между атмосферой Титана и его поверхностью в виде дождя, который формирует озёра, богатые молекулами метана и этана.

Дальнейший анализ спирали облака показал, что сгусток находится на высоте около 300 километров над поверхностью. Это гораздо выше, чем полагали учёные, сообщается в пресс-релизе NASA.

"Зонд Европейского космического агентства "Гюйгенс" исследовал атмосферу Титана в 2005 году. Тогда он зарегистрировал следы льда из цианистого водорода в значительно более низких слоях атмосферы, на высоте не более 90 километров от поверхности", — рассказывает де Кок, соавтор статьи в журнале Nature.

Если цианидовое облако действительно располагается на такой высоте, то температура там должна быть на 100 градусов по Цельсию ниже, чем предсказывают современные прогнозы. Учёные отмечают, что температура не смогла бы упасть так резко, поскольку "Кассини" проводил свои измерения этого региона всего за три месяца до сбора данных командой де Кока и установил, что там слишком тепло для конденсации цианистого водорода.

Возможно, что южный полюс Титана теряет тепло быстрее, чем набирает его из воздушных масс, витающих в атмосфере. Теперь, вероятно, исследователям придётся пересмотреть глобальные циркуляционные модели атмосферы спутника Сатурна, чтобы понять, как стало возможным образование облака из цианистого водорода.

Аппарат "Кассини" совершит очередное измерение температуры Титана в 2015 году. А до тех пор учёные будут наблюдать в инфракрасном свете за динамикой реакций цианидового облака на смену сезонов.