30.08.2014 | Наука

Геном вируса Эбола рассказал о его происхождении и изменчивости

24 мая 2014 года Аугустин Гоба (Augustine Goba) взял образец крови у беременной женщины в Сьерра-Леоне. Она заболела после посещения похорон жертв лихорадки Эбола в Гвинее.

Двадцать четыре часа спустя результаты испытаний оказались положительными. Гоба, который возглавляет диагностическую лабораторию в проправительственной больнице Кенема в Сьерра-Леоне, подтвердил первый случай заболевания в стране.

Теперь он и его коллеги декодировали генетическую последовательность 99 вирусов Эбола из образцов ткани и крови, собранных у 78 пациентов в течение первых 24 дней эпидемии в Сьерра-Леоне. Их исследовательская работа поможет созданию новой терапии и вакцин и поможет диагностике.

Эпидемия лихорадки Эбола в Западной Африке уже унесла жизнь более 1400 человек – в том числе жизни пяти коллег Гоба. Эта научная работа посвящена их памяти.

Данные секвенирования являются самой большой коллекцией генетической информации о вирусе и их можно увидеть в открытом доступе. Этим исследовательская команда демонстрирует открытость и готовность к сотрудничеству, подчёркивая, что в сражении с вирусом Эбола должно участвовать всё человечество в целом.

"Сделав данные доступными для общества немедленно, мы надеемся ускорить реагирование учёных со всего мира, – рассказали члены исследовательской группы. – Некоторые ведущие мировые специалисты уже приступили к работе над данными. Дух международного и междисциплинарного сотрудничества необходим для того, чтобы как можно быстрее пролить свет на эту вспышку и подавить её, ведь чем дольше длится вспышка, тем вероятнее накопление всё новых и новых мутаций".

Чтобы получить эти сведения, группа использовала образцы крови, оставшиеся после диагностических тестов в Кенеме. Затем они использовали химический раствор, чтобы деактивировать вирусы Эбола, и послали образцы для секвенирование в институт Броада (Broad Institute) в Кембридже.

Исследователи упорядочили вирусные геномы каждого образца в среднем не более 2 тысяч раз, что позволило им отслеживать, как вирус мутировал и как распространялся от пациента к пациенту.

Сравнив полученные данные с последовательностью гвинейского вируса, команда Гоба подтвердила, что лихорадка Эбола, вероятно, была перенесена в Сьерра-Леоне двенадцатью людьми, присутствовавшими на похоронах в Гвинее. Западноафриканская вспышка возникла из-за одного случая, в котором вирус передался от животного к человеку. Дальнейшие сравнения показывают, что вирус, вызвавший вспышку, отличается от тех, что вызвали вспышки Эбола около 10 лет назад. Теперь же вирус собрал более 395 мутаций.

Данный подвид патогена относится к так называемой заирской разновидности эболавируса. Всего существует пять подвидов вируса, что затрудняет их идентификацию и лечение болезни – все они происходят от одного прародителя, наиболее близкого с генетической точки зрения к тем штаммам вируса, которые встречаются сегодня в крови животных в бассейне реки Конго.

"Мы начали пристально наблюдать за Эболой задолго до того, как болезнь начала распространяться по Сьерра-Леоне, – рассказывает Гоба в пресс-релизе Гарвардского университета. – Помимо всего прочего, мы смогли проверить образцы, собранные ещё в январе этого года и в последующие месяцы на предмет присутствия вируса в них. Это стало возможным благодаря десятилетиям борьбы и мониторинга другой смертельно опасной болезни - лихорадки Ласса. Таким образом нам удалось зафиксировать случаи заражения и проследить за движением Эболы по стране почти с того момента, как вирус проник в Сьерра-Леоне".

В течение одного только первого месяца эпидемии в геноме вируса возникло 50 мутаций. Исследователи говорят, что нет никаких признаков того, что какое-то из этих изменений привело к невиданному масштабу вспышки путём изменения характеристик самого вируса (например, способности передаваться от человека к человеку или убивать инфицированных больных). Но другие исследовательские группы хотят подробнее изучить этот вопрос.

Риски растут, так как вирус продолжает распространяться. По мнению специалистов, чем дольше мы позволим вспышке продлиться, тем в более страшную форму вирус может мутировать.

Мутации, кажется, не влияют на эффективность экспериментальных лекарств и вакцин, некоторые из которых были введены пациентам во время этой вспышки. Часть изменений произошла в той области генома, что рассматривается во время диагностических тестов. По мнению учёных, изучение именно этих мутаций будет иметь решающее значение.

Врачи и исследователи говорят, что единственный способ прекратить вспышку – это привлечь новых квалифицированных работников здравоохранения и наладить поставки современного диагностического оборудования в пострадавшие регионы. Авторы научной работы подчёркивают, что при разработке и исследовании новых методов профилактики и лечения лихорадки Эбола необходимо отслеживать и учитывать изменяемость вируса.

Научная статья была опубликована в издании Science.