Варваризированные антропоморфные терракоты из Тиры

Автор статьи Павел Остапенко, младший научный сотрудник отдела археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАН Украины

Автор статьи Павел Остапенко, младший научный сотрудник отдела археологии Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАН Украины

Рис. 1

Рис. 2

При раскопках античного города Тиры были обнаружено несколько антропоморфных лепных терракот, а так же терракот, сделанных в форме, которые могут изображать синкретических или варварских божеств, датируемых античным периодом. Как показывают исследования античных центров, подобного рода материалы изредка встречаются как в античных городах Северного и Северо-Западного Причерноморья, так и на поселениях со смешанным варварско-эллинским населением. Это связано, вероятно, с различной интерпретацией образов божеств у эллинов и варваров, хотя длительные контакты должны были способствовать слиянию греческих и варварских культов [1, 1982: с. 115].

Варваризированные терракоты из Тиры могут быть разбиты на две группы: идолы чисто варварского облика и изображение синкретических божеств. К первой группе мы относим 6 экземпляров. Их в свою очередь можно объединить в подгруппы на основании особенностей изображения: подгруппа а – идолы, изображающие человеческую фигуру только с руками и головой; подгруппа б — идолы, изображающие человеческую фигуру со всеми анатомическими конечностями; подгруппа в — идолы, изображающие только верхнюю часть человеческой фигуры или голову.

Подгруппа а

1. Лепной антропоморфный идол (БТЭ-00 № 382; ОАМ 92319) с подтреугольным туловом, нижняя часть в виде зауженного овала (рис. 1, 1). Руки смоделированы в виде небольших округлых уплощенных выступов, слегка приподнятых к верху (поза Оранты), ноги отсутствуют. Концы рук заострены и заглажены. Голова имеет полукруглую форму, слегка заужена. Вся поверхность идола залощена. Глина светлокоричневого цвета, с небольшими пятнами телесного цвета, хорошо отмучена. Обжиг равномерный. Высота идола 6,3 см. Ширина тулова 2,4 см. Идол был найден в северной части Центрального Раскопа, в слое, который датируется римским временем. Похожий по очертаниям лепной идол известен в Румынии на гетском поселении II-I вв. до н. э. Градешты. Он так же предельно схематичен [2, 1996: fig. 12].

2. Идол (БТЭ-03, сп.16, № 50; ОАМ 92425) моделирован в виде овального тулова с округлением в нижней части (рис. 1, 2). Ноги отсутствуют. Голова выделена в виде подпрямоугольного выступа и слегка заглажена. Руки оформлены в виде небольших выступов, слегка выделенных по внешней стороне туловища. На нижней части фигурки отмечены два неглубоких прокола острым предметом по сырой глине. Обжиг не равномерный. Изготовлен идол из рыхлой светлой глины с мелко толчеными растительными примесями, напоминающими структуру самана-сырца. Высота 7 см, ширина (по раскинутым рукам) 5 см. Идол был найден в сероглинистом плотном грунте, распространявшемся на достаточно большой площади, датировать который можно III-IV вв. н. э. По форме схож с предыдущим образцом.

3. К данному типу можно также отнести фрагмент лепного антропоморфного идола (рис. 1, 3) (БТЭ-03, сп 35, № 238; ОАМ 92426). Фигурка имеет овальное, “раздутое” туловище с выступающими в виде небольших овальных выступов руками, маленькой уплощенной головой, оформленной пальцами со слегка загнутым верхом и проколами, которые моделируют глаза и рот. Еще одно отверстие фиксирует пуповину. На концах рук отмечены пальцы в виде четырех насечек по сырой глине. Глина темно-коричневая по верху и темная на изломе с примесями шамота, а также с небольшим количеством известковых примесей. Высота сохранившейся части 4,4 см. Ширина туловища 2,5 см. Условия находки идола идентичны предыдущим, плотный сероглинистый грунт, датировать который можно позднеантичным временем, т. е. IV вв. н. э. Прямых аналогий для данной группы антропоморфных статуэток нет, но их типологическое сходство с гетской антропоморфной пластикой очевидно [3, рис. XXXIX/3, 4, стр. 179]. Наш идол, скорее всего так же может быть датирован эллинистическим временем.

Подгруппа б

Представлена всего одним экземпляром, это антропоморфный идол (БТЭ— 76; ОАМ 84674), выполненный в виде пятиконечной звездочки (рис. 1,4). Голова выделена схематично, оформлена грубо руками, слегка подработана стекой. Руки раскинуты в стороны и представляют собой также грубо оформленные конусы, так же как и ножки идола. Поверхность идола слегка заглажена пальцами, но не представляет собой однородную гладкую поверхность. Глина темно-коричневая плотная с примесью мелкозернистого шамота и песка. Обжиг неравномерный. Высота статуэтки 4,5 см, ширина 3,6 см по раскинутым рукам. Аналогичные статуэтки представляющие собой фигуру человека с головой и раскинутыми руками и ногами известны на гетских поселениях Днестровско-Прутского междуречья (типа Хлижень V) и Карпато-Дунайского региона в целом [3, рис. VIII 4, стр. 136; 2, 1996: fig. 97]. Достаточно близки к нашему экземпляру по своему облику статуэтки обнаруженные исследователями на Бельском городище, относящиеся вероятно к культу божеств плодородия [4, 1996: с. 72-73, с. 81 рис. VII]. Наша фигурка была найдена в заполнении одного из помещений дома № VI, которое датируется позднеэллинистическим временем [6, 1985, с. 57-58]. Данное обстоятельство заставляет нас датировать этот идол этим же периодом.

Необходимо отметить тот факт, что все выше описанные экземпляры не имеют каких-либо признаков половой принадлежности, что отличает их от статуэток из Бельского городища, где отчетливо выделяются как мужские, так и женские фигурки.

Подгруппа в — объединяет всего два экземпляра отличающиеся размерами и в тоже время объединенными присутствием у обоих идолов конусообразных выступов – своеобразных “рогов”, а так же тем, что они изображают в одном случае только голову, а в другом голову и шею.

1. Идол (БТЭ-03, сп. 9, №31; ОАМ 92464) представляет собой фигурку, цилиндрической формы (шея?), оканчивающуюся головой с острыми рогами-конусами (рис. 1, 5). В нижней части головы выделен рот, сформованный в виде чашечки, назначение которой не ясно. Рога расположены не симметрично, сформованы грубо руками, частично подработаны стекой. Лицевая часть уплощена, на ней стекой намечены глаза, правый более тщательно, а левый глаз представлен весьма небрежно. Цилиндрическая часть фигурки частично заглажено пальцами. Низ идола вдавлен пальцем, а края углубления выделены пальцевыми защепами и уплощены. Глина коричневая хорошо отмучена без примесей. Характер обжига неравномерный. Высота идола 4,9 см, диаметр основания 2,9 см. Данный образец был найден в сероглинистом с желтоглинистыми включениями слое, который датируется II в. н. э. Аналогии пока не определены, тем не менее, нам представляется, что он является продуктом творчества какого-то варварского мастера, этническую принадлежность которого мы пока затрудняемся точно определить.

2. К изделиям, относящимся к этой же подгруппе можно также отнести идола значительных размеров (БТЭ — 79, №64; ОАМ 89176), но который имеет некоторое сходство с выше описанным (рис. 2, 1). Он также имеет грубо формованные рога-конусы. В остальном же он абсолютно оригинален. Рога не симметричны, левый рог сколот в верхней части. Глаза моделированы в виде глубоких вдавлений, сделанных пальцами руки. В результате формирования глаз идола образовалось некое подобие носа, расположенного между ними. Глаза расположены достаточно симметрично, и хорошо профилируют массивный нос, который в свою очередь не имеет дополнительной подработки. Рот слегка обозначен, но просматриваются растянутые губы. Низ фигуры плоско срезан. Глина светло-оранжевая с примесями слюды, шамота и песка. Характер обжига указать трудно, скорее всего, идол подвергался ему неоднократно, т. к. его поверхность сильно крошится, что говорит о неоднократном воздействии огня. Высота описываемого идола 16 см. Найден в позднеэллинистическом слое, что позволяет его датировать тем же периодом. Аналогий этот экземпляр, так же как и предыдущий не имеет, но существует точка зрения, что, он связан с религиозными варварскими представлениями, и может относиться к кругу гетских божеств [5, 1985: с. 57-58].

К группе синкретических божеств следует отнести всего два объекта, которые, изображают одну и ту же богиню.

Почти полностью сохранилась статуэтку сидящей богини (рис. 2, 2). (Статуэтка, происходящая из раскопок до 1940 г. до недавнего времени хранилась в Белгород-Днестровском краеведческом музее. Ныне отсутствует.) Длинная просторная одежда, моделированная острым предметом, напоминает одежду из овечьей шкуры. На голове островерхий мягкий убор, который напоминает головные уборы даков, изображенных на рельефах колонны Траяна. Поверх шапочки наброшен плащ, часть которого окутывает левую руку. Схематично переданы черты лица: большие выпуклые глаза, толстый широкий нос, очень маленькие губы. Статуэтка уплощенная, сзади для устойчивости имеется налеп-упор. Высота 0,135 м. глина красная зернистая с песчаными темными вкраплениями. Некоторые детали подработаны стекой [7, 1970, с. 27]. В Тире в 1989 году был найден фрагмент аналогичной статуэтки (БД-89/№110 ОАМ №90791), который представляет собой нижнюю часть фигурки, где сохранился фрагмент двух ног и одежды из шкуры (рис.2,3). Этот фрагмент выполнен из такой же глины, как и первый. Данный тип терракоты датируется первыми веками н.э. Кроме того, в Тире найдена фигурки богини в аналогичном головном уборе, вырезанная из рога оленя, датируемая позднеэллинистическим временем [5, 1985: с. 57-58]. По мнению Н.А. Сон его следует трактовать как синкретический образ Афродиты, покровительницы плодородия и овечьих стад, в то время как И.Б. Клейман рассматривает данную терракоту как изображение местной богини [8, 1993, с. 103], не привязывая ее к конкретному греческому божеству. Представляется, что эти статуэтки изображают какое-то варварское женское божество, скорее всего фракийского происхождения. Характер изображения отличает экземпляры этой группы от предыдущей и позволяет видеть определенное влияние античной коропластики, что прослеживается в манере изображения лица (оно довольно пропорционально), фигуры, кроме того, они изготовлены в форме. Тем не менее, одежда богини, головной убор, а так же тип лица заставляют видеть в ней варварское божество, возможно воспринявшее черты греческого женского божества.

Таким образом, все вышеописанные находки, связаны с присутствием в Тире определенной прослойки варварского, а именно фракийского населения, на это указывает и большой процент гетской керамики, найденной в Тире, и факт ее присутствия в заполнениях жилых домов. Терракоты имеют определенное сходство с антропоморфными идолами фракийских памятников Подунавья и Румынии, хотя следует отметить и определенные особенности, а именно отсутствие на всех идолах (исключении составляют изображение богини в звериной шкуре) признаков пола.

Павел ОСТАПЕНКО.

Resume

During many years of archaeological researches objects belonging to the group of anthropomorphous terra-cotta produced by the local barbarian population were found in Tyra. Taking into account the small number of group, it is difficult to define the ethnic belonging of masters of making these terra-cotts. Certain likenesses of terra-cotta from Tyra have with the anthropomorphous idols of geto-thracian monuments of Danube region and Romania, Dniestr-Prut country between and Carpathians-Danube region on the whole. This fact, and also considerable percent of gets ceramics, in filling of dwelling-houses confirms the presence in Tyra of barbarian gets population.

Литература

1. Русяева А.С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья (VI-I вв. до н. э.), Киев: Наукова думка, 1982.— 168 с.

2. Sîrbu Valeriu, Dava Getică de la Gradiştea, judeţul Brăila (I), Editura Istros, Brăila, 1996, p. 309.

3. Кашуба М.Т., Хахеу В.П., Левицкий О.Г., Фрако-гетские древности в южной лесостепи среднего Днестра//Stratum plus №3 2001-2002, 92 с.

4. Шрамко Б.А. Комплекс глиняных скульптур Бельского городища//Більське городище в контексті вивчення пам’яток раннього залізного віку Європи, Полтава, 1996, с. 67-87.

5. Самойлова Т.Л. Варвары и Тире доримского времени//Памятники древней истории Северо-Западного Причерноморья, Киев, 1985, с. 51-59.

6. Самойлова Т.Л. Тира в VI-I вв. до н. э., Киев: Наукова думка, 1988.— 124 с.+ ил.

7. САИ — Свод археологических источников. Г 1-11. Терракоты Северного Причерноморья, М., 1970.— 125 с.+ ил.

8. Сон Н.А. Тира римского времени, Киев: Наукова думка, 1993.— 156 с.

9. Niculiţă Ion, Thraco-Getica. Studii şi materiale, Cartdidact, 2004, p. 385.


Реклама альбомов 300