Одесский художник Сергей Рябченко: настоящее искусство не стареет

Сергей Рябченко

Сергей Рябченко

«Привокзальный сквер»

«Привокзальный сквер»

«Китобойцы»

«Китобойцы»

«Цитадель»

«Цитадель»



Одесскому художнику Сергею Васильевичу Рябченко, будь он сейчас жив, 1 июня 2013 года исполнилось бы 90 лет, пишет кандидат философских наук, искусствовед Вера Савченко.



До недавнего времени я не была знакома с творчеством этого талантливого графика, но судьба подарила встречу с его замечательными работами. Внук Сергея Васильевича, Степан Рябченко, сегодня сам, несмотря на молодость, один из известных украинских художников, решил почтить память деда созданием персональной виртуальной выставки. Отфотографировав многие работы, искренне захватившие и восхитившие его, Степан представляет их по сериям и циклам.



Конечно, серьезный разбор творческого архива еще впереди, и это, бесспорно, наследие, которое следует показать на выставке оригиналов и параллельно для истории, но и современности, отобразить в многостраничном, с качественной полиграфией каталоге.



Нынешняя же экспозиция ценна прежде всего как знак памяти – от живущих и молодых тем, кто уже ушел. Уважение и умение ценить прекрасное, достойное, высокое, различать его сквозь всевозможные политические, идеологические, техно-цивилизационные моды, мифы и новшества, которыми пестрит наше сегодняшнее существование. Благодаря этому мы можем сегодня в виртуальном пространстве составить представление об одном из достойнейших одесских художников-графиков.



Настоящее искусство не стареет… Удивительной встречей становится знакомство с разнообразными по исполнению (рисунок, линогравюра, литография, акварель) и по тематике произведениями Сергея Васильевича Рябченко. Объемное, хранящееся в семье наследие художника, вопреки временной дистанции, подкупает, вызывает живой интерес у нас сегодняшних по двум веским причинам.



Во-первых, с эстетической точки зрения работы ничуть не устарели. В них нет никакого нафталина. Наоборот, дивишься той свежести, воздушности ощущения, которые рождает их изящество: порхающая трепетность штриха, глубина тоновой растяжки, фактурная «портретность» изображаемого. Отдельного восхищения заслуживает цвет, с аристократической сдержанностью и благородством выводящий здесь свою музыкальную «партию».



Это может быть очень легкий тон напыления в рисунке, как будто привносящий в предметный мир особый настрой, смутное переживание, тайный аромат… Или же цветовые аккорды в линогравюрах и литографиях – казалось бы, простые и ясные по составляющим, но с потрясающим чутьем и мастерством найденные в отношениях и количествах, создающие тем самым «двойной эффект» искусства, когда перед нами с одной стороны возникает живой, дышащий мир, а с другой, мы ощущаем несомненное присутствие гармонизирующего эстетизма, удаления случайного, отсекания лишнего, приоткрытия доселе скрытого и сокровенного…



Во-вторых, эти работы, вопреки бегу времени, оставившему их в статусе прошлого, тем не менее, захватывают сегодня и своими темами. Хочется погружаться в природные, не тронутые цивилизацией пейзажи – Седнева, Вилкова, Краснознаменки – в приглашающие в свое содружество реки, холмы, склоненные деревья, мостки, сельские домишки…



Или, напротив, проникаться героическим духом (явно присутствующим в произведениях!), воодушевляющим работу портовиков, и наполняющим движением весь этот большой сложный механизм-организм самого порта. Здесь явственно ощутим и тот замечательный подъем, подлинный энтузиазм от радости коллективного труда, которого сегодня оказывается так мало и многим так серьезно не хватает … Кстати, очень интересно всматриваться в эти мастерские компоновки индустриального пейзажа у Сергея Васильевича, где природные формы так выразительно и одновременно гармонично контрастируют с машинами, контурами кранов, судов с грузами и т.п. техногенными формами.



Всматриваться и провидеть некую династическую художественную линию, которую продолжает по-своему в живописи сын – Василий Рябченко, с его тяготением к использованию геометрических объемов в самых разных сюжетах…



И совсем по-своему, уже в объектно-скульптурно-архитектурных формах реализует внук Степан Рябченко. Меняются материал, «сценарии», остается-продолжается общее ощущение приоритетности формы, ее эстетизма, понимаемого в лучшем смысле этого слова: не в высокомерии снобистского отношения к определенным темам, манерам, стилям, но в верном и не подлежащем каким-либо сомнениям подчинении своего дела Красоте.



Интересными, потому что глубоко и лично пережитыми, являются военные циклы. В них, как в фильмах недавно ушедшего Петра Тодоровского, нет никакого пафоса, но есть величие, подлинность человеческой беды, всенародной трагедии и ее превозмогания всем тем чистым, светлым и героическим, без чего никогда наш народ не одолел бы фашизма. И есть также в сохранившихся в семейном собрании, в музейных коллекциях и представленных в этой он-лайн экспозиции работах те, что не могут не затронуть ностальгических струн у одесситов, именно у нас в первую очередь. В графике Сергея Васильевича Рябченко запечатлен город, который, увы, отчасти уже утерян, распылен в потребностях и претензиях новых «времен и нравов», город, некогда с любовью создававшийся и с не меньшим чувством воспетый…



Вера САВЧЕНКО, кандидат философских наук, искусствовед.



Справка. Сергей Васильевич Рябченко родился 1 июня 1923 года в г. Александрия Кировоградской области. Окончил Одесское художественное училище (1953). Учителя по специальности – А. Мучник, М. Павловский, М. Муцельмахер.



Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и медалями.



Работал в области станковой графики. Основные произведения: серия офортов и линогравюр «Пейзажи Одессы» (1954-1961); серия литографий «Военный флот» (1959 - 1960); серия линогравюр «Легендарные герои войны» (1963 - 1965) и др.

Участвовал в выставках: республиканских – с 1954, всесоюзных – с 1957, зарубежных – с 1956.



Умер 27 июня 1992 года.



Ознакомиться с работами мастера можно в Художественной Интернет-галерее на нашем сайте.

Реклама альбомов 300