Викна-Одесса :: главная

Интернет-конференция:
Закон об охране: быть или не быть новому «Каравану»?

На вопросы отвечает эксперт по безопасности, учредитель агентства безопасности «Центр»
Константин Петрович Журавель
Начало в четверг, 1 ноября, в 12.00. Завершение в 13.00

Викна-Одесса
Текущие интернет-конференции:
Архив:
Конференция помещена в архив

Ответы на вопросы:

Admin:

26 сентября посетитель ТЦ «Караван» в Киеве расстрелял сотрудников частной охраны, после чего беспрепятственно скрылся. Большинство экспертов сходятся во мнении, что действия охраны были абсолютно неквалифицированными, ответственность за халатность в подготовке сотрудников охраны лежит на руководстве ТЦ.

18 октября 2012 года в силу вступил Закон Украины «Об охранной деятельности». Мы попытаемся разобраться, каковы плюсы и минусы содержит в себе этот закон, возможно ли повторение "Каравана" где-то еще?

На ваши вопросы, связанные с действиями сотрудников частной охраны, возможном превышении ими своих полномочий и как этому противостоять ответит Константин Журавель – эксперт по безопасности, стаж работы которого в сфере охраны и безопасности 20 лет.

Задать вопрос вы можете уже сейчас, заполнив форму слева. (Вопрос будет опубликован после модерации).

Ответы на присылаемые вопросы во время Интернет-конференции будут публиковаться на этой страничке.

ВНИМАНИЕ! Вопросы надо вписывать в окошко формы, а не копировать откуда-то. При копировании Ваш вопрос может не дойти (вы не увидите надпись "Спасибо за ваш вопрос").

Константин Журавель:

Добрый день, уважаемые посетители конференции!
Я, Константин Журавель, готов ответить на ваши вопросы относительно «Закона об охранной деятельности».

О.В.:

Принятый закон предусматривает осуществление контроля частных охранных структур со стороны государства вплоть до лишения лицензии. Не видите ли вы в этом возможного конфликта интересов? Ведь проверять должны профессионалы, значит - специалисты МВД. Как может быть объективной такая проверка, если при том же МВД есть собственные охранные структуры (имею в виду ГСО), которые пасутся на том же поле, что и частники? Нет ли опасности, что они постараются расчистить поле деятельности для себя, вытесняя конкурентов?

Константин Журавель:

Контроль частных охранных структур со стороны государства вплоть до лишения лицензии существовал и до принятия Закона Украины «Об охранной деятельности». Так, до вступления в силу Закона проверки предприятий, занимающихся охранной деятельностью происходили на основании Приказа МВД Украины № 76 от 25.02.2011 г. «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по охране собственности и граждан» который был, в свою очередь, издан в соответствии с Законами Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" и постановления Кабинета Министров Украины от 14.11.2000 N 1698 "Об утверждении перечня органов лицензирования" и от 07.07.2010 N 565 "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере предоставления услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, а также охраной граждан, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)".
Говоря проще, до принятия нового Закона проверки осуществлялись именно сотрудниками внутренних дел.
С принятием Закона Украины «Об охранной деятельности» вступила в действие норма ст. 4 Закона, в которой закреплено, что органами государственного регулирования в сфере охранной деятельности является Кабинет Министров Украины, а также центральный орган исполнительной власти в сфере охранной деятельности (правда, что это за орган мы пока не знаем).
Говорить о какой-то общей тенденции к вытеснению частных охранных предприятий как конкурентов ГСО с рынка охранных услуг я не могу, т.к. не знаю, были ли проблемы у моих коллег из охранного бизнеса с объективностью проверяющих их сотрудников МВД, но, как бы там ни было, следуя Вашей логике, с принятием нового Закона положение должно только улучшиться. Ну, а как оно будет на самом деле, покажет практика.

Александр Добровольский:

Здравствуйте Константин Петрович! Сегодня в городе существуют масса различных супермаркетов наподобие "Каравана", которые предлагают свой сервис в режиме т.н. "самообслуживания". Формат таких торговых точек подразумевает возможность кражи товара с полок изначально. Учредители же этих супермаркетов, вместо того, чтобы позаботиться о модернизации системы наблюдения, практически везде используют человеческий фактор в лице "контролёра в зале" и "контролёра на выходе", которые, как правило, даже не сверяют наличие товара с чеком. Но зато найдя, например, помаду в женской сумочке, начинают проявлять агрессивность (как было например с моей дочерью). Вопрос в следующем. Подскажите, пожалуйста, с юридической точки зрения, могу ли я, оплатив товар и получив чек, беспрепятственно выходить из супермаркета (не предъявляя чек и покупки контролёру-охраннику или ещё Бог знает кому) или этот вопрос трактуется каждым супермаркетом по своему в пределах территории этого самого супермаркета? Ведь товар уже оплачен, значит, принадлежит мне, и его проверка является досмотром?! Или я не прав? Спасибо за ответ!

Константин Журавель:

Здравствуйте Александр!
Требования охраны супермаркетов о предъявлении им к осмотру личных вещей (а как Вы правильно заметили, после приобретения товара он становиться Вашей собственностью) является незаконным. Охрана в данном случае руководствуется только своими служебными инструкциями, которые являются внутренней документацией данного супермаркета и не имеют к Вам никакого отношения. Т.е. охрана обязана их выполнять, а Вы нет. Проверка Ваших личных вещей действительно является ничем иным как досмотр, который могут применить к Вам исключительно сотрудники милиции, да и то при определенных обстоятельствах. Любая попытка охранника супермаркета осмотреть Ваши вещи, задержать либо допросить Вас является нарушением Ваших конституционных прав и, в зависимости от степени воздействия на Вас, преследуется в административном или уголовном порядке. Поэтому если Вы оказались в ситуации, когда Вас пытаются подвергнуть каким-либо незаконным воздействиям, предупредите охранника, что если он не прекратит свои действия – Вы вызовите милицию. Как правило, это сразу урезонивает «зарвавшихся» охранников, если, конечно, они не располагают доказательствами того, что Вы действительно совершили кражу товара из супермаркета. Тогда, будьте уверенны, милицией пугать Вас будут они. И все их действия по отношению к Вам (в т.ч. досмотр вещей и задержание с применением мер физического воздействия) будут полностью оправданы, т.к. подпадут под действие ст. 38 УК Украины, в которой закреплено, что «не признаются преступными действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения посягательства, направленные на задержание лица, совершившего преступление, и доставление его соответствующим органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания такого лица».

Екатерина:

Уважаемый Константин, так какие же плюсы и минусы содержит новый Закон - по Вашему мнению?

Константин Журавель:

Уважаемая Екатерина, по моему мнению, настоящий Закон содержит ряд плюсов и минусов, которые я могу кратко перечислить:
Плюсами являются:
1. Закон, наконец, дал официальное определение охранной деятельности. Согласно Закону, это предоставление услуг по охране собственности и граждан.
2. На охранные фирмы теперь жаловаться можно, кроме обычной милиции и прокуратуры, еще и в Кабинет Министров Украины и центральный орган исполнительной власти (правда, пока не совсем понятно что это за орган, кто им руководит и где он находится).
3. Данный закон, впервые определил порядок применения персоналом охраны мер физического воздействия и специальных средств (ст.16).
4. Четко определены основания для аннулирования лицензии на охранную деятельность.
5. В Законе четко указано, что запрещается охранной фирме.
6. Интересно нововведенное о том, что персонал охраны имеет право при осуществлении пропускного режима на объектах охраны проводить досмотр вещей физических лиц (с их добровольного согласия), транспортных средств, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами правонарушения, проверку документов и др.
Что же касается минусов Закона то это, безусловно:
1. Отсутствие четкого перечня спецсредств, которые могут применять сотрудники охранных фирм. Единственным документом, на который по этому вопросу отсылает нас Закон, является Постановление КМУ № 706 от 07.09.93 г. «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия», которое, как видно даже из названия, к спецсредствам причисляет только средства самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия (газовые баллончики и пистолеты).
2. Закон не дал понимания о порядке задержания сотрудником охранной фирмы правонарушителей. Часть 2 ст. 16 закрепила, что задержание лица персоналом охраны не является административным задержанием. Задержанное лицо немедленно передается органу внутренних дел по месту совершения правонарушения. Однако, непонятно, что значит немедленно, это 5, 20, 30 минут? Не понятно кто и каким образом доставляет задержанного в орган внутренних дел, т.е. милиция самостоятельно выезжает, или персонал охраны самостоятельно его доставляет в участок. Какая ответственность наступает для персонала охранной фирмы, если они не передали задержанного органам внутренних дел? и т.п.
3. В принятом законе никак не определена ответственность персонала охраны перед обычными гражданами, которые пострадали в результате их неправомерных действий.
4. Предусмотренные Законом основания для аннулирования лицензии (п.п. 3, 5, 12 ст. 10 Закона) неконкретны. А неконкретность - это всегда возможность наказать по надуманным основаниям.
В завершении можно сделать вывод, что одни нормы этого Закона никогда не будут воплощены на практике из-за их «необеспеченности» санкциями, а другие - предполагают неоправданно суровые наказания для субъектов охранной деятельности. Вероятнее всего данный Закон будет обрастать множеством правок и дополнений.

Илья:

Если я хочу иметь дома личное огнестрельное оружие для личной защиты, защиты своих близких и дома, то какие у меня сегодня есть варианты законного осуществления такого желания?
Какие у меня будут возможности в перспективе в ближайшем будущем?

Константин Журавель:

Право граждан на приобретение и хранение оружия, его использование предусматривает определенные требования правового положения таких лиц в обществе, морально волевых качеств, а также состояния здоровья. Одним из основных документов регулирующих процедуру получения разрешения на огнестрельное оружие является Приказ МВД №622, который закрепил, что охотничье гладкоствольное оружие имеют право приобрести граждане Украине достигшие 21-го летнего возраста, а для нарезного - 25-ти летнего возраста. Приобрести холодное и пневматическое оружие имеют право граждане Украины 18-ти летнего возраста. Количество газового, огнестрельного и холодного оружия, которое может находиться во владении гражданина, не ограничено законом. Но в соответствии с п. 12.1. Приказа № 622 при наличии трех и более единиц оружия требуется оборудованное место их хранения с охранной сигнализацией, автономной или с выводом на ПЦН органов внутренних дел.
Одно из ключевых требования на получения разрешения является изучение материальной части оружия, правил обращения с ним и соответствующих проверок в виде зачетов, конечный результат которых заключается в получении справки об изучении материальной части оружия, специальных средств, правил обращения с ними и их приложений. Для каждого вида оружия предусмотрен свой перечень документов на его приобретение.
Что бы получить разрешение на гладкоствольное, охотничье оружие требуется предоставить следующие документы в компетентные органы: первым документом является ходатайство на руководителя внутренних дел о выдачи разрешения, заполненное заявление в виде карточки, обязательно предоставить медзаключение, в котором будет указано, что какие-либо противопоказания на приобретение оружия отсутствуют, ксерокопию договора страхования, также необходимо предоставить справку о том что Вы прошли курсы по изучению мат.части оружия, правил его применения и естественно обращений с ним, квитанцию, удостоверяющую оплату за регистрацию оружия, справка об отсутствия судимости.
В соответствии с постановления КМУ №576 разрешение на хранение и использование имеет ограниченный срок действия 3 года.
Разрешения которые не используются необходимо вернуть в органы внутренних дел.
Получение разрешения на приобретение оружия не дает Вам еще права носить его при себе, для этого также необходимо получить разрешение. И так, что бы получить разрешение на ношение и хранение оружия, требуется предоставить следующие документы в компетентные органы: первым шагом необходимо написать ходатайство на руководителя внутренних дел о выдачи такого разрешения, предоставить три фотографии размером 3 на 4, копию ранее полученного разрешения на приобретение оружия, в котором обязательно должен указываться источник приобретения оружия, квитанцию, удостоверяющую оплату за регистрацию оружия.
Также к Вашему сведенью хотим добавить, что в нашем государстве на законных основаниях иметь травматическое оружие может ограниченный круг должностных лиц, таких как:
- сотрудники правоохранительных органов, которые осуществляют правоустанавливающие или правоохранительные функции;
- военнослужащие;
- государственные служащие;
- сотрудники суда;
- журналисты;
- народные депутаты Украины.
Сегодня правовой статус огнестрельного оружия регулируют около 80 нормативно- правовых актов (среди них есть законы, приказы, постановления). К сожалению, в Украине до сих пор не существует нормативно правового акта, который мог бы ясно и всеобъемлюще урегулировать правовые вопросы, касающиеся оружейной тематики (Закона Украины "Об оружии").
Какие возможности по приобретению личного огнестрельного оружия для личной защиты, защиты своих близких и дома появятся у граждан Украины в перспективе мне сейчас ответить трудно. Возможно принятие Закона об оружии сможет пролить свет в данном вопросе.
В заключение, предлагаю Вам для ознакомления перечень основных нормативных актов, которые регулирует правовое положение оружия (в которых Вы сможете получить более подробную информацию):
1. ЗУ "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" от 06.09.2005 г.
2. Постановления КМУ "О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия" № 706 от 07.09.1993 г.
3. Постановления КМУ "О разрешительной системе" № 576 от 12.10.1992 г.
4. Приказ Минздрава "Об утверждении Порядка выдачи медицинской справки для получения разрешения (лицензии) на объект разрешительной системы" № 252 от 20.10.1999 г.
5. Приказ МВД № 3790дсп от 13.06.2000 г.
6. Приказ МВД "Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и отмеченных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывным материалам" № 622 от 21.08.1998 г.

Ольга:

Здравствуйте, Константин. Уточните, пожалуйста, о каких "специальных средствах" идет речь для пользования сотрудниками охраны? Чем они отличаются о того оружия, которое каждый гражданин может сегодня без особых проблем купить в магазине?

Константин Журавель:

Здравствуйте, Ольга.
П. 1 ч. 1 ст. 9 Закона предусмотрено, что для обеспечения охранной деятельности субъект охранной деятельности имеет право приобретать, хранить и использовать в установленном законодательством порядке специальные средства, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
Здесь нужно остановиться на двух ключевых моментах: 1) право приобретать, хранить и использовать специальные средства в установленном законодательством порядке; 2) перечень специальных средств определяется Кабинетом Министров Украины.
В обоих случаях мы сталкиваемся нормой Закона отсылающей нас к нормативному акту изданному КМУ. Единственным таким нормативным актом, который дает представление о специальных средствах для применения в охранной деятельности является ПКМУ № 706 от 07.09.93 г. «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия». Однако, данный документ говорит только о специальных средствах заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, т.е. о газовых баллонах и пистолетах, По остальным специальным средствам, которые применяет, например, милиция понимания о том, можно либо нельзя их применять в частной охранной деятельности нет.
Что касается второй части Вашего вопроса, интересен тот факт, что никакого отличия между спецсредствами, которые может применять сотрудник охранной структуры и обычный гражданин, нет. Вышеуказанное Постановление КМУ (которое, повторюсь, является единственным в данной сфере) действует одинаково для обеих категорий.
При этом, в вопросе применения данных спецсредств охранник ограничен прописанным в Законе «Об охранной деятельности» алгоритмом применения спецсредства и в случае их неправильного применения охранная структура может быть лишена лицензии и, как следствие, самой возможности заниматься охранной деятельностью, тогда как обычный гражданин, не попадая под действие Закона «Об охранной деятельности» ограничен лишь нормами Конституции, Уголовного и Административного законодательства.

Геннадий:

Уважаемый Константин, серьезное издание «Український Тиждень» сообщает, что "у складі бізнес-імперій українських олігархів діють цілі армії охоронців чисельністю до 10-15 тис. осіб". Подпадают ли такие "армии" под принятый Закон? Не получится ли, что Закон позволит официально эти армии вооружать?

Константин Журавель:

Уважаемый Геннадий, согласно п. 3 ч.1 ст. 1 Закона субъектами охранной деятельности являются субъекты хозяйствования любой формы собственности, созданные и зарегистрированные на территории Украины, которые осуществлют охранную деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии. Следовательно, в составе «бизнес-империй» существуют компании, созданные с вышеуказанной целью и в установленном Законом порядке получившие лицензию на право заниматься охранной деятельностью, они безусловно как и все прочие попадают под действие Закона. Что же касается службы охраны созданной внутри предприятия, как одно из подразделений предприятия с целью обеспечения охранных функций исключительно внутри предприятия такая служба не нуждается в получении лицензии и, как следствие, не подпадает под действие Закона.
По поводу «официального вооружения армий охранников» новый Закон является скорее сдерживающим фактором, т.к. содержит ряд ограничений касательно приобретения, хранения и применения специальных средств. Кроме того, никакого отличия между спецсредствами, которые может применять сотрудник охранной структуры и обычный гражданин (в т.ч. работник отдела охраны на предприятии), нет. Об этом нам четко указывает Постановление КМУ № 706 от 07.09.93 г. «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия», которое является единственным регуляторным нормативным актом в данной области и на которое (за не имением иного) ссылается Закон Украины «Об охранной деятельности» (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона).
К тому же, на противоправные действия сотрудников лицензированной охранной компании Вы вполне можете пожаловаться в лицензионный орган, тогда как противоправные действия по отношению к Вам штатных охранников какого-нибудь предприятия Вы сможете доказать только если Вам причинят реальные телесные повреждения о чем Вам необходимо будет в общем порядке обращаться в милицию с заявлением.
Однозначно, Закон «Об охранной деятельности» не является законом регулирующим проблематику обращения с оружием в нашей стране и о вооружении кого бы то ни было (ни охранников ни обычных граждан) в нем речь не идет.

Роман:

Все издания уже успели сообщить о том, что частной охране теперь разрешено иметь и применять оружие. Насколько это безопасно для всех остальных? Ведь не секрет, что устроиться работать охранником не очень сложно, и на эту работу идут люди самые разные.

Константин Журавель:

Средствам массовой информации свойственно видеть то, чего нет на самом деле. В результате СМИ выступают скорее как средства массовой дезинформации. Также вышло и с Законом Украины «Об охранной деятельности», который трактуется СМИ чуть ли не как Закон об оружии по которому охранные структуры, якобы, могут использовать чуть ли не гранатометы.
На самом деле, ничего подобного в новом Законе нет.
В действительности, в Законе Украины «Об охранной деятельности» не содержится ни одной нормы позволяющей сотрудникам охранных структур использовать в своей деятельности ОРУЖИЕ. Речь идет исключительно об использовании СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона предусмотрено, что для обеспечения охранной деятельности субъект охранной деятельности имеет право приобретать, хранить и использовать в установленном законодательством порядке специальные средства, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины. Речь идет о Постановлении КМУ № 706 от 07.09.93 г. «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия», которое, как видно даже из названия, к спецсредствам причисляет только средства самообороны, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия (газовые баллончики и пистолеты). Так как, данное постановлении было принято еще в 1993 году, очевидно, что новый Закон ничего в этом плане не изменил.
Более того, в новом Законе также содержится норма, прямо запрещающая охранным структурам приобретать и использовать имущество, определенное законодательством для исключительного использования военными формированиями и правоохранительными органами (а здесь явно речь идет об оружии). А также, в новом Законе ВПЕРВЫЕ был закреплен порядок использования специальных средств сотрудниками частных охранных структур (раздел 4 Закона).
Так что, вопреки мнению СМИ, можно утверждать, что Закон наоборот является сдерживающим и регулирующим инструментом нежели таким, который развяжет руки нерадивым охранникам и позволит им «беспредел» с оружием.

Игорь Иванович:

Подскажите, Константин, могут ли частные охранные структуры осуществлять охрану общественного порядка в городе, в рамках нового закона? И еще меня интересует, кто может помочь гражданам кроме милиции и если они не являются клиентами охранных компаний?

Константин Журавель:

Игорь Иванович, в рамках нового «Закона об охранной деятельности» частные охранные компании не имеют на это права. Поддерживать общественный порядок должна милиция, а помогать ей в этом имеют право общественные формирования на основании «Закона Украины об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы», которые и создаются с целью содействия милиции и поддержки общественного порядка.
В частности в нашем городе уже есть пример такой работы, это проект «Общественная безопасность», который действует на территории ряда ОСМД в разных районах города. Подробности действия данного проекта можно и нужно обсуждать дополнительно.

Страницы:

123

Поступившие вопросы: