«Швейцарская долина»: было такое в Одессе…


Топоним «Швейцарская долина» я слышал от родителей своих сверстников. Так в соседних кварталах окрестили склоны под тем, что позже стало Комсомольским бульваром и его продолжением под картинной галереей.

В ряде источников это название числится за садами Ольги Потоцкой-Нарышкиной, некогда террасами уходившими вниз от дворца. Зеленые насаждения сохранялись там, а также на территории соседней усадьбы Софии Потоцкой, впоследствии перешедшие ее сыну Александру.

Сад Софии уцелел после конфискации поместья «в казну», последовавшей за польским мятежом 1830 – 1831 гг. Эта часть земель перешла в ведение штаба резервной пехотной дивизии, затем – епархии (реконструкции: 1833, инженер Е.И. Рерберг; 1837, архитектор И.С. Козлов; 1852, архитектор А.С. Шашин; 1875, архитектор П.В. Йодко).

За участком вверх по Приморской название закрепилось, по всей видимости, либо по «народному недоумению», либо по грустной иронии. Там после войны размещались лепившиеся к выходам породы полуземлянки и полупещерные лачуги. В них селились нелегалы и всяческий народ, не имевший нормального жилища.

Массовый снос трущоб происходил до и в период благоустройства склонов с начала 1960-х. Несколько сараев из их числа сохранялись ближе к ул. Приморской вплоть до конца прошлого века.

Руины, как и некоторые открытые входы в катакомбы под бульваром, я с приятелями обследовал в свои юношеские годы, в начале 1970-х. В каменоломнях слоями находилась хорошего качества глина, вполне пригодная для моих мальчишеских скульптурных упражнений.

Фотографии разных времен запечатлели на территории бывшей епархии малую форму под луковичным куполком. Чуть дальше по улице Приморской (№ 45) расположился бывший корпус подворья. Здание было построено в начале 1880-х годов для причта и благотворительных заведений. В облике сооружения угадывается почерк архитектора В.Ф. Мааса, много работавшего для епархии. Вероятно участие в этом проекте архитекторов А.Д. Тодорова и Д.Е. Мазирова.

Исполнителем проектов для этого же заказчика в конце десятилетия был архитектор Ю.М. Дмитренко. Не исключено, что именно он и запроектировал миниатюрную часовенку или звонницу на нижней террасе.

В корпусе в советское время разместились учебные заведения. Над главкой появилась политически корректная для «новой религии» звезда, а в нишах – портреты вождей...

Дальнейшая судьба часовенки мне неизвестна.

Дворец Потоцкой-Нарышкиной и, соответственно, участок на склонах в ходе позапрошлого столетия несколько раз поменял владельцев. Интерсно заметить, что в 1895 году на этих землях и в самом здании была «выставка благоустройства». Спонсировавший ее организацию и владевший тогда дворцом городской голова Г.Г. Маразли, привлек элиту одесской архитектуры. Для проектирования благоустройства, вчастности, был привлечен Н.К. Толвинский, впоследствии приспосабливавший здание для художественного музея. Архитектором А.И. Бернардацци был разработан проект устройства (возможно лишь реконструкции) фонтана в подземелье дворца и декорации прилегающей пещеры под грот со сталактитами. Связанные с этим событием публикации мне попадались в городских газетах того времени. Матриал был использован для пердпроектых изысканий при попытке воссоздания этого экзотического убранства в конце 1980-х.

Валентин ПИЛЯВСКИЙ.

Реклама альбомов 300