«Любите ли вы Брамса?..»


Бывает, что одесситами не рождаются, но становятся. Да такими, что без них невозможно представить себе целую эпоху. Ректором Одесской консерватории (ныне музыкальная академия) на перекрестке двух эпох ХХ века (до и после 1963 года) был Василий Петрович Повзун, отметивший 22 февраля девяностолетний юбилей. Почетный знак отличия городского головы «Благодарность», врученный юбиляру за многолетний плодотворный творческий труд, значительный личный вклад в музыкальное искусство, масса поздравлений, юбилейный концерт – празднество удалось. Но… не закончилось. Не тот это юбилей, после празднования которого умолкают до следующей памятной даты.

Этот замечательный музыкант, как никто другой в Одессе, мог бы задавать при знакомстве вопрос: «Любите ли вы Брамса, как люблю его я?». Впрочем, отнюдь не только названного композитора любит и ценит юбиляр, хотя до сих пор коллеги помнят о поэтичнейших трактовках двух брамсовских сонат для кларнета и ля-минорном трио, которые Василий Петрович играл вдохновенно всю жизнь, со студенческих лет. Сегодня уже силы не те, чтобы продолжать трудиться в стенах любимого вуза, однако по-прежнему жив интерес ко всему, чем живет консерватория (все равно по-другому ее музыканты не называют, несмотря на все официальные переименования).

Мы сидим с юбиляром на диванчике в его уютной гостиной, большую часть которой занимает рояль, и говорим об удивительной судьбе крестьянского парнишки, вопреки многим обстоятельствам ставшим известным музыкантом, родоначальником династии прекрасных исполнителей, талантливым руководителем творческого вуза.

- В селе Третельники Хмельницкой области, где я родился, началась коллективизация, - вспоминает Василий Петрович. – Родители уехали в Керчь к моему старшему брату, а меня оставили завершать учебный год в школе. Так вот, я, будучи одиннадцати лет от роду, сумел сбежать и самостоятельно разыскать семью. С четырьмя пересадками, питаясь взятыми в дорогу буханкой хлеба и куском сала… Оказалось, что мои близкие живут даже не в Керчи, а в окрестностях, в рабочем поселке, работают на металлургическом заводе. Проучившись там до восьмого класса, я пошел на тот же завод учеником токаря, участвовал в самодеятельном духовом оркестре. А в 1935 году поехал в Одессу, поступил в музыкальное училище. После третьего курса меня без экзаменов взяли в консерваторию. Проучился до четвертого курса – началась война. Брать бронь было стыдно – пошел на фронт. Окончил курсы офицеров в тылу, на Кубани. Приказом штаба был переведен на Сталинградский фронт, где создавался образцовый военный оркестр при штабе, был там солистом и вторым дирижером… Закончил войну в Карпатах. Доучивался в Кишиневской консерватории, мечтал вернуться в Одессу, которую полюбил еще до войны…

Превосходный исполнитель-кларнетист, солист симфонических оркестров Одессы и Кишинева, В.П. Повзун в свои 26 лет приглашается на преподавательскую работу в вуз и Кишиневскую филармонию. Выступал в ответственнейших концертах. Например, в 1946 году удостоился участия в «тезоименитском концерте» в Москве ко дню рождения Сталина, причем вождь, задремавший в кресле, совершенно случайно зааплодировал перед выступлением, и побудил зал овацией встретить музыкантов. А в 1951 году Повзун был приглашен на должность проректора Кишиневской консерватории, спустя два года стал ее ректором. Именно в этот период там получала высшее образование будущая народная артистка СССР Мария Биешу).

Не теряя связей с родной Одесской консерваторией, Василий Петрович сотрудничал с ее ведущей профессурой. В послевоенный период усилиями ректоров К.Ф. Данькевича, а затем С.Д. Орфеева Одесская консерватория пополняется яркими молодыми педагогами-исполнителями Л. Гинзбург и С. Могилевской (учениками Г.Г. Нейгауза), Г.И. Лейзеровичем (класс К.Н. Игумнова), О. Благовидовой и рядом других своих прежних выпускников после их столичного совершенствования. В 1961 году В.П. Повзун приглашается С.Д. Орфеевым в Одесскую консерваторию на должность проректора, а накануне ее 50-летнего юбилея становится ректором. Интересно, что первое время руководителя вуза сотрудники и в глаза и за глаза называли «красавчиком» - выглядел Василий Петрович в ту пору действительно прекрасно, особенно в концертных фраках… Но, конечно, для решения всех тогдашних проблем потребовалась не одна привлекательная внешность. Опыт и мудрость (возраст тут не всегда бывает «при чем») помогли вытянуть консерваторию из тяжелейшей ситуации.

- С одной стороны – действительно выдающиеся результаты выпускников и их воспитателей, с другой - старинное и обветшалое здание, непригодный инструментарий, допотопное общежитие, бедность учебных кабинетов, - уточняет глава Миссии Давида Ойстраха и Святослава Рихтера Юрий Дикий. - Возвращение в 1963 году в Alma mater Ойстраха, а позднее Гилельса, как и многих других выдающихся выпускников, заметно обострили проблемы неустроенности. Ректору довелось немало приложить усилий в министерских кабинетах Киева, чтобы следующий этап начался с обустройства своего дома, строительства нового корпуса и общежития. С приходом энергичного руководителя многое стало меняться. Демократические веяния руководства были особенно заметны - введены регулярные открытые заседания ученого совета вуза, и получен доступ к документальной информации деятельности ректората. Открылись двери для прослушивания вступительных экзаменов, абитуриенты рекомендовались к поступлению после прослушивания всеми членами кафедр, приоткрывая панораму их распределения по классам преподавателей. Как не вспомнить содействие ректора поездкам пианистов на концерты Святослава Рихтера в Кишинев в эти годы. При страшнейшем дефиците билетов – ни один одессит не остался вне стен зала благодаря авторитету Повзуна. В консерватории открывается композиторское отделение, создаются новые кафедры народных инструментов, камерного ансамбля, иностранных языков. В Большой зал заказывается в Германии орган. Талантливые студенты получают возможность работать по индивидуальному плану подготовки, а концертная практика педагогов исполнительских кафедр обретает равноправие в оплачиваемых часах, наряду с научной работой. Вспоминая свои студенческие годы, невольно удивляюсь этому свежему бризу реальных демократических перемен. Студенческое братство воспитывалось и укреплялось резонансными концертами классов выдающихся профессоров, блестящими выступлениями хора. Условия отдыха студентов и преподавателей в студенческом-спортивно-оздоровительном лагере были постоянной заботой ректора, добившегося его переноса из палаточно-коммунального уголка в Отраде на большой земельный участок в Черноморке. Ректор получил шутливое прозвище «Василий Строитель», к чему относился с присущим ему юмором…

Василий Петрович прекрасно помнит капустник, где Одесская консерватория предстала в антураже каменного века. Все участники, причем и сам ректор, облачились в подобие шкур, символизирующее пещерное состояние материально-технической базы вуза. Тогда блеснули неожиданными талантами многие, например, Гинзбург пела, а Благовидова играла на рояле.

Продолжительная болезнь предоставила ректору возможность отрешиться от дел и на досуге прочитать в полном объеме «Ад» Данте, «Фауста» Гете… Вот дантовская фраза «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», побудила Василия Петровича задуматься о том, как утомительна жизнь ректора, в частности, идеологические заседания в обкоме партии. В 1968 году он оставляет ректорскую должность, зато создает кафедру камерного ансамбля, где вдохновенно стал учить исполнению и Брамса, и Кодаи, Стравинского, Яначека, Хиндемита – прекрасный вкус, чувство стиля, открытость новым веяниям помогали в работе.

Сегодня рядом с юбиляром, заслуженным деятелем искусств Украины, профессором, почетным доктором Молдавской академии музыки и искусств, его супруга Виктория Павловна, самый верный друг, образованнейший, интеллигентный собеседник. Сыновья Анатолий (ныне профессор Мадридской консерватории), Николай (преподаватель Одесского училища культуры и искусств имени К.Ф. Данькевича), недавний выпускник Одесской музыкальной академии внук Максим, кандидат искусствоведения невестка Людмила (работает на той самой созданной свекром кафедре камерного ансамбля) воспринимают юбилей как большой праздник – это и понятно. Однако в то же время девяностолетие Василия Петровича является праздником без преувеличения для всей музыкальной Одессы, и это дорогого стоит.

Мария ГУДЫМА.

Реклама альбомов 300