Одесский скульптор Николай Блажков: и Заменгоф, и львиные хвосты


Открытие бюста Заменгофа во дворе дома № 3 по Дерибасовской улице. Н.В. Блажков крайний справа во втором ряду, в светлой рубашке.

Открытие бюста Заменгофа во дворе дома № 3 по Дерибасовской улице. Н.В. Блажков крайний справа во втором ряду, в светлой рубашке.

Открытие бюста С.И. Танеева

Открытие бюста С.И. Танеева

Н.В. Блажков в кабинете Лидии Львовны во Дворце пионеров на занятиях кружка эсперантистов.

Н.В. Блажков в кабинете Лидии Львовны во Дворце пионеров на занятиях кружка эсперантистов.

Заметка в газете «Знамя коммунизма» от 26 ноября 1957 г.

Скульптор Николай Блажков. Портрет эсперантиста Сергея Григорьевича Рублёва

Скульптор Николай Блажков. Портрет эсперантиста Сергея Григорьевича Рублёва

Скульптор Николай Блажков. Барельеф на памятнике, на могиле эсперантиста Сергея Григорьевича Рублёва

Скульптор Николай Блажков. Барельеф на памятнике, на могиле эсперантиста Сергея Григорьевича Рублёва

Трудно объяснить, почему так получается, что в разговорах, статьях, даже книгах о художественной жизни Одессы чаще всего идет речь о живописцах. Из дореволюционных скульпторов хорошо помнят Б. Эдуардса, а довоенные мастера? Кто-то, натужившись, назовет П. Митковицера, чей "белый негр" врезался в память, но вряд ли продолжат, что Митковицер делал скульптуры для московского метро.

Мне же хочется напомнить о скульпторе Николае Васильевича Блажкове.

В пятидесятые — шестидесятые годы в Одесском дворце пионеров работали два кружка: изостудия, которую вел Юрий Николаевич Вольский, и скульптуры — под руководством Николая Васильевича Блажкова. Я бывал у Юрия Вольского, в те годы был бум интереса к детскому творчеству, а мальчики и девочки, которых учил Вольский, получали грамоты в Польше, Финляндии, Японии.

Несколько раз видел Николая Блажкова, но, увы, тогда не познакомился с ним. Интерес к этой незаурядной личности у меня возник в конце 60-х, когда в редакцию "Комсомольской искры" принесли фотографию скульптуры, установленной во дворе дома по Дерибасовской, 3.

Первое, что легко удалось установить: в этом доме находилась мастерская скульптора Блажкова. Его уже не было в живых, но соседи по дому не выбрасывали оставшуюся во дворе скульптуру, более того, установили на старый колодец, окружили вазонами, цветами.

Вот тогда-то я понял, что сутулый пожилой скульптор, которого я видел во Дворце пионеров, и мастер, о котором рассказывали жильцы дома по Дерибасовской, 3, одно и то же лицо.

Да, и сюда, в мастерскую в подвале, к нему ходили юные ученики.

Был он неразговорчив. Доброжелателен. Соседи знали, что воевал, попал в плен, затем из немецкого концлагеря — в советский.

Почему скульптура Лазаря Заменгофа? Но тут начинаются легенды.

Я был знаком с известным одесским эсперантистом С. Рублевым (он перевел на эсперанто басни Крылова) и Алексеем Вершининым, возглавлявшим до войны эсперантодвижение в СССР. И вот они мне рассказали, что Николай Блажков был эсперантистом с 20-х годов, был толстовцем, поэтому не участвовал в Гражданской войне, но на Великую Отечественную пошел солдатом. Плен. Концлагерь. Гулаг…

Вернулся в Одессу. И как только появились первые кружки эсперантистов при Доме ученых, начал туда ходить. В 1957 году в Одессу должны были приехать эсперантисты из Болгарии. Одесситы решили сделать им подарок — заказали Блажкову бюст Людвига Лазаря Заменгофа, создателя языка эсперанто.

Далее версии расходятся. То ли Блажков сделал два бюста — для болгар и для себя. То ли один, но болгарские эсперантисты не смогли его увезти. И остался бюст Заменгофа в мастерской скульптора.

Я начал искать: кто же были ученики Блажкова?

Интернет дал незамедлительный ответ.

В автобиографии известный художник Евгений Сивоплясов указывает, что с 1958-го по 1961 год учился у скульптора Блажкова во Дворце пионеров.

Что еще сделал для Одессы Н.В. Блажков?

В газете "Знамя коммунизма" за 1957 год — заметка о том, что к 40-летию Октября в Детском парке Дворца пионеров, под Приморским бульваром, скульптор Н. Блажков и его ученики на 10-метровой стене вырубили барельеф буревестника революции — Максима Горького.

В действительности не вырубали в стене, а сделали барельеф, который укрепили на стене. Он сохранился.

Продолжая виртуальные поиски, я установил, что в двух музеях (за пределами Одессы) есть работы Н.В. Блажкова.

В городе Старый Оскол есть музей удивительного человека — слепого писателя, ставшего знаменитым в Японии и России — В.Я. Ерошенко. Писал он свои произведения на эсперанто. Так вот, в его доме-музее хранится бюст Ерошенко работы Блажкова и его же барельефы.

В 1966 году под Звенигородом, перед домом-музеем Сергея Ивановича Танеева, был установлен бюст композитора работы Н.В. Блажкова. Важно отметить, что и С. Танеев был одним из пропагандистов эсперанто в России.

И еще немаловажная деталь. За почти полвека бюст композитора потребовал реставрации. Сотрудники музея нашли 15 правнуков (!) Н.В. Блажкова. Один из них взял на себя заботы по реставрации памятника.

Когда же впервые прозвучало в печати имя Н. Блажкова?

Пока мне удалось лишь найти эпизод за 1940 год. Тогда был объявлен конкурс на памятник Котовскому для Кишинева. Третье место в конкурсе заняли скульпторы Н. Блажков и М. Абакумцев.

Остается еще много вопросов. Почему Блажков не состоял в Союзе художников? Есть ли в Одессе — хоть в фотографиях — его скульптурное наследие? Где учился художник? Сохранились ли его фотографии?

Но даже то, что мы уже знаем, дает возможность сказать, что в пятидесятые — шестидесятые годы в Одессе жил незаслуженно забытый мастер. Неизвестный Блажков становится известным скульптором.

P. S.

Эта статья уже была написана, когда журналист Евгений Волокин встретился с Галиной Михайловной Орел — директором Дворца пионеров в 1965–1971 годах.

Ее воспоминания открывают новые детали в биографии Н.В. Блажкова.

Я уже писал, что музей С. Танеева разыскал правнуков Блажкова. Сегодня мы знаем, что его жена Лидия Львовна также работала во Дворце пионеров, руководила кружком по изготовлению игрушек, в частности, елочных. С будущей женой Блажков познакомился в ссылке, в Магадане.

Мастерская Н.В. Блажкова находилась там, где раньше были Воронцовские конюшни. Дети его любили, и учеников у него было много. Но приходили к нему за советами и состоявшиеся скульпторы. Часто бывал Слава Голованов.

Забавная деталь. Партийное начальство возмущалось, что львы у Дворца бесхвостые. И скульптурный кружок регулярно лепил хвосты, а их так же регулярно горожане обламывали.

Условия жизни в подвале на Дерибасовской, 3 были ужасные. И вот два стрессовых события в жизни Н.В. Блажкова. К столетию Ленина, в 1970 году, ему дали памятную медаль — это власть чуть потеплела к бывшему репрессированному. А спустя месяцы выделили комнату в коммунальной квартире на Жуковского угол Ришельевской. Для него это означало, что к нему уже не относятся, как к "врагу народа".

Этих стрессов он не выдержал. И в 1971 году умер. Похоронили Блажкова на недавно открывшемся Таировском кладбище. Перед смертью скульптор сам сделал себе надгробие с надписью на языке эсперанто.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ.

02.07.15.

Реклама альбомов 300