Регби
Регби

Инклюзивное образование не должно оставаться эксклюзивным


Третьего декабря отмечается Международный день инвалидов. Для специалистов, занимающихся вопросами полноценной реализации прав детей с особыми потребностями, он является поводом, чтобы привлечь украинскую общественность к инклюзивному образованию. Что уже сделано для того, чтобы оно прижилось в общеобразовательных школах, и что нужно сделать, чтобы дети с определенными физическими, умственными и психологическими недостатками имели возможность получать знания наравне с другими сверстниками и соответственно стартовать во взрослую жизнь и делать успешную карьеру? Об этом – интервью с директором Всеукраинского фонда «Крок за кроком», который является исполнителем проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине», Наталией СОФИЙ.

- Об инклюзивном образовании в Украине говорят много, но что конкретно делается в последнее время в этом направлении?

- Приятно отметить, что благодаря неутомимой работе организаций общественного сектора, вниманию, которое все больше уделяет этому вопросу Министерство образования и науки Украины, в нашей стране инклюзивное образование начинает набирать более весомые обороты.

Еще недавно успешность этого дела зависела преимущественно от усилий родителей детей с особыми образовательными потребностями. Именно они заботились о том, чтобы их малыши не чувствовали себя обделенными судьбой, чтобы имели перспективы в дальнейшей жизни. Однако общественные организации подтолкнули существенные изменения образовательного процесса, в Украине развернулась реализация инклюзивной образовательной модели на практике – в дошкольных учебных заведениях и общеобразовательных школах. Педагоги восприняли эти нововведения как настоящие профессионалы, как люди с высокой гражданской позицией, и их следует особо поблагодарить за это. Ведь они начали работать с детьми, имеющими особые потребности, часто вопреки всему – и недостатку специальной подготовки, и непониманию со стороны отдельных родителей, и отсутствию механизмов финансирования инклюзивных школ и пр.

Теперь можно с уверенностью сказать, что первый шаг сделан удачно – наработан практический опыт, есть первые исследования, которые свидетельствуют, что инклюзивное образование имеет преимущества для всех участников учебного процесса. Именно поэтому сейчас так важно закрепить этот опыт и внести соответствующие изменения в законодательство, распространить модели инклюзивного образования, базирующиеся на международном опыте и одновременно учитывающие контекст Украины. Собственно, сейчас уже происходят соответствующие изменения.

Как я уже отмечала, ряд из них проведено при содействии Министерства образования и науки. В частности, впервые в тексте Закона об общем среднем образовании закреплено термин «классы с инклюзивным обучением». До сих пор в нашем законодательстве такого термина не употребляли, и потому негласно действовало правило – нет термина, то есть, законодательного подкрепления, значит, не о чем и говорить.

Другое нововведение – уже разработана Концепция об инклюзивном образовании. Ее разместили на сайте Министерства образования и науки. Таким образом, она является открытой для обсуждения общественностью. Разрабатывается Порядок организации инклюзивного обучения в условиях общеобразовательного заведения, начат процесс мониторинга качества инклюзивного образования.

Возможно, впервые такие изменения проводятся в тесном сотрудничестве с общественными организациями, имеющими соответственный опыт и наработки. Такой подход гарантирует, что необходимые изменения не будут нести ошибки сугубо «кабинетного видения».

Также важно отметить и весомую роль международных доноров в этом вопросе. При поддержке Международного фонда «Відродження», Института открытого общества и Канадского агентства по международному развитию (CIDA) нам удалось ознакомиться с международным опытом внедрения инклюзивного образования на всех уровнях, начать пилотные проекты, которые дают возможность находить ответы на многие вопросы.

- Какие ресурсы задействуются для решения вопросов инклюзивного образования?

- Инклюзивное образование является комплексным вопросом. Соответственно, и ресурсы используются различные. Каждый из них исполняет присущие ему функции и те задания, которые перед ним поставлены. В частности, речь идет о подготовке педагогов, разработке законодательных актов, которые в полной мере учитывают изменения, о наработке механизмов финансирования инклюзивных школ, модели привлечения специалистов (педагогов-дефектологов, реабилитологов), об информационной и консультативной поддержке родителей детей с особыми потребностями.

Поэтому и организации, способные обеспечить надлежащую поддержку (а соответственно и ресурсы), являются различными. Прежде всего, это органы государственной власти – Министерство образования и науки (ответственное за образование детей с особыми потребностями), Министерство регионального развития и строительства (обеспечение архитектурной доступности), Министерство здравоохранения, Министерство социальной политики и труда и пр.

Наконец, следует вспомнить и о высших учебных заведениях, готовящих педагогов. Все учебные программы должны учитывать различные нюансы работы в группах или классах, где будут дети с особыми потребностями.

Поскольку процесс инклюзивного образования является новым для Украины, то большой остается роль неправительственных организаций. Они имеют возможность привлекать информационные ресурсы для распространения лучших международных практик, а также финансовые ресурсы донорских организаций. И, конечно же, не стоит забывать о роли родителей как активных и компетентных защитников прав детей.

- Какую работу в вопросах инклюзивного образования выполняет ваш проект и как долго он ее осуществляет?

- В реализации проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» принимают участие государственные и неправительственные организации Канады и Украины. Проект начал свою деятельность в 2008 году при поддержке CIDA. С канадской стороны его участниками являются Канадский центр изучения инвалидности и Университет имени Гранта макЮена, а с украинской – Всеукраинский фонд «Крок за кроком», Институт специальной педагогики АПН Украины и Национальная Ассамблея инвалидов Украины.

Основные компоненты проекта – «Социальная политика», «Образование» и «Гражданское общество». Компонент «Социальная политика» предусматривает проведение анализа действующего законодательства, разработку рекомендаций и развитие возможностей относительно формирования образовательной политики. Компонент «Образование» направлен на развитие инклюзивной модели образования на базе общеобразовательных школ во Львове и Симферополе с дальнейшим ее распространением на другие области Украины, также внедрение курсов по инклюзивному образованию на базе областных Институтов последипломного педагогического образования. Компонент «Гражданское общество» сориентирован на развитие возможностей неправительственных организаций относительно поддержки и активного продвижения инклюзивной модели образования на местном, национальном и международном уровнях.

- Успешность любой работы возрастает, если она подкрепляется законодательной базой. На ваш взгляд, достаточное ли законодательное обеспечение имеет инклюзивное образование в Украине и какие законодательные инициативы в этой сфере демонстрирует ваш проект и его партнеры?

- Украинское законодательство де-юре провозглашает «равный доступ к качественному образования для всех детей», а де-факто поддерживает две параллельные системы – систему общего среднего образования и систему специального образования. Понятно, что обучение детей с особыми потребностями рассматривается в системе специального образования. Такой подход базируется на медицинской модели понимания особых потребностей, направленной на коррекцию, лечение, приспособление ребенка к жизни в обществе. Понятие инклюзивного образования базируется на современной социальной модели, что предусматривает изменения в окружении ребенка, которые способствовали бы его активному участию во всех процессах, в том числе – и в учебном.

В декабре 2009 года Украина ратифицировала Конвенцию о правах людей с инвалидностью. В ней одним из требований является обеспечение «разумного применения», то есть обеспечение изменений во всех сферах жизни, которые давали бы возможность людям с инвалидностью, в том числе и детям с особыми потребностями, принимать активное участие в общественной деятельности и получать услуги наравне с другими. Безусловно, что это также касается системы образования. Речь не только о вопросах архитектурной доступности школ, а и об изменениях в учебных программах, методах обучения, формах оценивания, которые бы соответствовали особенностям развития детей. Конвенция обуславливает, что несоблюдение требования об оказании «разумного применения» приравнивается к дискриминации на основе инвалидности.

Вместе с понятием «разумного применения» международное сообщество активно продвигает понятие «универсального дизайна» как основополагающего принципа при разработке любых законов, программ и пр. Иными словами, все, что создается в государстве, - законы, программы, строения – должно учитывать потребности людей и детей с особенностями психофизического развития.

Знание международного законодательства теперь становится важным фактором. Активизируется работа относительно анализа действующего украинского законодательства и обеспечения необходимых изменений. И именно тут немаловажное значение приобретает взнос канадско-украинского проекта, а также поддержка других международных организаций.

- С некоторых пор в регионах начали появляться инклюзивные ресурсные центры. Чем конкретно они занимаются, какие услуги оказывают, какие функции выполняют?

- Создание инклюзивных ресурсных центров – это пример поиска таких моделей оказания услуг детям с особыми потребностями и их родителям, которые учитывают украинские реалии. Известно, что в нашей стране действует хорошо развитая сеть психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), тут работают опытные и высокопрофессиональные специалисты – психологи, дефектологи, другие специальные педагоги. Одна из главных задач ПМПК – оказывать информационную и консультативную помощь родителям детей с особыми потребностями, осуществлять обследование этих детей и пр. В рамках проекта встал вопрос эффективного использования потенциала ПМПК для обеспечения особых потребностей детей в учебном процессе в условиях общеобразовательного заведения. Было решено, что на базе ПМПК будут создаваться инклюзивные ресурсные центры. Кроме выполнения своих основных функций они будут предоставлять информацию о существующих услугах для детей с особыми потребностями и их родителей, а также консультации по тем или иным вопросам или будут ссылаться на организации, в которых можно получить такие консультации. Также мы планируем опробовать модель оказания помощи специалистами в условиях общеобразовательного заведения - как детям, так и тем педагогам, которые работают в инклюзивном классе. Речь идет о своеобразной интеграции специальных педагогов к работе в условиях инклюзивного класса и школы.

Эффективное использование существующих ресурсов, в том числе специальных заведений образования и специальных педагогов, не является новаторством для стран, где развивается инклюзивная модель образования. Однако практика совместного преподавания (совместного преподавания педагога и дефектолога в инклюзивном классе, в котором количество детей с особыми потребностями превышает 10%) является достаточно новой даже в международной практике. Но она уже засвидетельствовала свою эффективность и преимущества.

- Если украинская власть уже продемонстрировала свою готовность решать вопросы инклюзивного образования, то как к нему относится широкая украинская общественность и что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы она тоже поддержала ваши усилия?

- В целом отношение людей к детям с особыми потребностями является положительным. Но оно все еще несет в себе элемент сочувствие к малышам и подросткам и их родителям, элемент меньшей ценности таких детей. Мы до сих пор не привыкли думать, что создание условий для получения качественного образования по месту проживания (то есть, в условиях семейного воспитания) – это наша обязанность и безусловное право каждого ребенка, что такое обучение имеет преимущества для ВСЕХ детей и для самих педагогов.

Информирование и разъяснение – вот то самое главное, что нужно всем нам. Мы все еще сталкиваемся с ситуациями, когда инклюзивное образование гордо величают «эксклюзивным», имея, возможно, в виду его особенность. Инклюзию часто не отличают от интеграции, хотя они характеризуют два разных подхода или модели понимания инвалидности – социальную и медицинскую. Поэтому при решении этих задач мы видим большую роль представителей СМИ и готовы сотрудничать для формирования компетентного понимания инклюзивного образования и инклюзивного общества в целом.

Сергей ГЕРАСИМЕНКО,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»



Мнения экспертов

Лариса БАЙДА, начальник отдела нормативно-правового и юридического обеспечения Всеукраинского общественного социально-политического объединения «Национальная Ассамблея инвалидов Украины», координатор компонента «Социальная политика» украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине»:

- По мнению общественных организаций, государственная политика в сфере образования сегодня должна формироваться с учетом образовательных потребностей людей с инвалидностью, содействовать развитию образовательных систем и, вместе с тем, стать составляющей новой социальной и экономической политики. А это, в свою очередь, требует формирования новой философии государственной политики по отношению к людям с инвалидностью, проведения кардинальных реформ в существующей системе образования, которые бы гарантировали равные возможности всем детям и молодым людям для доступа к дошкольному, школьному, профессиональному и высшему образованию.

Хочу привести такой пример. Есть приказ Министерства образования и науки Украины о том, что к 1 сентября 2010 года все инклюзивные школы должны стать архитектурно доступными. Как я понимаю, этот приказ должен быть исполнен. Но, по данным этого же министерства, только 11% от общего количества учебных заведений, а сюда входят детские садики, школы, гимназии, лицеи, институты и пр., являются полностью доступными для людей с инвалидностью, 39,2% оборудованы пандусами, из которых 23,1% отвечает требованиям государственных строительных норм.

Как можно сформировать новую образовательную философию, которая бы базировалась на инклюзивном подходе, если действующие законы, приказы не выполняются, а, главное, никто не несет ответственности за это. И, как результат, хорошие начинания могут остаться только на бумаге. Это касается и вопросов внедрения инклюзивного образования в Украине.

Обеспечение права на образование людей с инвалидностью стало особенно актуальным после ратификации нашим государством 16 декабря 2009 года Конвенции ООН о правах инвалидов. Подход к образованию, который пропагандируется Конвенцией, основывается на убедительных доказательствах того, что инклюзивное образование не только обеспечивает наилучшую среду для обучения, включая людей с умственной отсталостью, а и помогает убрать барьеры и разрушить стереотипы. Внедрение ее принципов требует привнесения международных обязательств в национальные программы для осуществления изменений, что, согласно статье 4 Конвенции, не ограничивается только принятием соответствующего законодательства, но также включает административные мероприятия, развитие стратегий и планов, повышения информированности.

Как показал анализ, проведенный экспертами в рамках украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине», существующая законодательная и нормативная база Украины в сфере образования людей с инвалидностью не отвечает в полной мере стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов. Она свидетельствует о необходимости разработки новых нормативно-правовых актов, внесения изменений в уже существующие, которые бы законодательно закрепили инновационные тенденции в образовании, в том числе, и во внедрении инклюзивного обучения.

Ярослав ГРИБАЛЬСКИЙ, председатель Львовского областного отделения Украинского фонда «Реабилитация инвалидов», координатор украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» во Львовском регионе:

- 29 июля 2009 года Кабинетом Министров Украины было принято постановление № 784 «Об утверждении плана мероприятий по созданию беспрепятственной жизненной среды для людей с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения на 2009-2015 годы «Безбарьерная Украина», в котором говорится о необходимости распространять, доносить информацию о физической доступности до школьников и студентов высших учебных заведений, которые со временем сами будут создавать доступность во всех сферах нашей повседневной жизни.

В рамках украинско-канадского проекта «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» мы разрабатываем учебный курс «Доступность и универсальный дизайн», который рассчитан на студентов различных высших учебных заведений страны и содержание которого будет содействовать именно распространению важной информации о безбарьерности в широком смысле. Над разработкой курса работают люди с инвалидностью, придерживаясь лозунга «Не делайте для нас без нас». И пилотировать его будут преподаватели вместе с людьми с инвалидностью, что даст студентам дополнительную возможность посмотреть на вопросы инвалидности с точки зрения жизненной практики. Основой для курса являются материалы, полученные от Канадского центра изучения инвалидности. Мы планируем, что этот курс будут преподавать для будущих архитекторов, строителей, транспортников и пр.

Пусть мудрые люди возьмут наш опыт и вложат его в те документы, которые будут основой для написания законов, распоряжений, учебных программ и других документов.

Адвокат