«Ничего не понял, хотя долго размышлял…»


Вполне достойно научного исследования совсем не вымирающее племя современных театралов Одессы, существ, не знающих большего удовольствия, чем притаиться в затемненном зале и следить за монологами и диалогами, дебютами и бенефисами, триумфами и провалами…

И отдельную главу этого исследования необходимо посвятить молодежи, обсуждающей спектакли на различных Интернет-форумах. Отзывы об одесских постановках, этакая любительская критика — интереснейшая вещь. Высказывания как забавные, так и глубокие, уморительные ники (условные имена) участников дискуссии он-лайн, старания выяснить, женат ли понравившийся актер, младенческие восторги (сам факт пребывания в театре с непривычки вызывает эйфорию, это понятно) и неожиданно хлесткое критиканство (куда там злоязычным профессионалам критического цеха!)… Впрочем, не будем тянуть, как говорится, кота за хвост.

Вот как обсуждается постановка Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько «Что им Гекуба?»: «Этот спектакль показывает не только жизнь актеров, которая нам неизвестна, а заставляет задуматься, цитируя одного из персонажей: «Что им Гекуба, что нам Гекуба, и, наконец, кто такая эта Гекуба?»… Хорошо, а что такое вообще Гекуба? А?». Некто Егор отвечает предельно откровенно: «Ничего не понял, хотя долго размышлял. Гекуба по ходу вообще не при делах». Неожиданно глубок участник дискуссии, скрывшийся под инициалами «М.Х.»: «Мне кажется, в данном спектакле Гекуба — это квинтэссенция самого ценного и личного (гипер-интимного) для каждого из героев. Что это — не знаю, не берусь определять. Глубина творческого начала, что ли. Но творческого — в самом глобальном смысле. Понимаете, о чем я? Когда герой Юхновца говорит: «А что мне Гекуба?», он как бы спрашивает: «А насколько я — это Я? Насколько я — Творец? Чем я жив?». Например. Гекуба для героя Кучеревского — это театр. Только театр не как сценплощадка, а как… субстанция, существеннейшая потребность в «мировой гармонии». Гекуба для персонажа Петровской — любовь. И т.д. Все это, разумеется, субъективно».

Другой спектакль васильковцев под названием «Украинский Декамерон» вызвал шквал отзывов: «Не совсем понял суть… Но призадумался… Решил, еще раз пойду»; «Не был, но не понравилось… »; «Форма неплохая, но содержание… Мрачно, готично, непонятно»; «То, что после спектакля трудно избавиться от мыслей о возможностях человеческих страстей и о суетности нашей жизни — это неоспоримый факт. Спасибо украинскому театру за свет, который он несет в украинское искусство»; «Спектакль в целом понравился, сперва была вообще в восторге, но конец разочаровал — это как начали за здравие, кончили за упокой…». Есть о чем призадуматься экспериментаторам!

Бьют все рекорды по посещаемости антрепризные спектакли, например, «Ladie's Night». Однако свое мнение имеют на этот счет девушки, назвавшиеся «Командой МТБ»: «Осталось ощущение, что мы — счастливые женщины, т.к. не визжим от вида не очень спортивных мужских тел. Понравился Норман — хоть кто-то пластичен и немного симпатичен». Не менее критичен и участник обсуждения Сергей: «Я воспринял увиденное, как выступление команды КВН с казарменным юмором. Если по времени урезать в 2-3 раза и не так часто употреблять слово «жопа», которое уже резало слух, то, думаю, уходило бы после первого акта меньше людей и получилась бы неплохая программа для шоу в ночных клубах».
Очаровательный ник «Голос чести» принадлежит строгому зрителю, написавшему таким образом: «Стоит выделить великолепные голоса и игру некоторых актеров, которые пытались хоть как-то скрасить этот… спектакль…».

Неоднозначно воспринятый спектакль русской драмы «Сумерки Богов» обернулся Интернет-пьесой, которую невозможно комментировать, стоит привести почти полностью… «Нашли тайный смысл — слава Богу! Кстати, в «Чипполино» он тоже есть!». «А вот эта песня, которая играет на протяжении всего спектакля, так понравилась!!! Если кто знает название, автора подскажите!!! Слова такие: «Мы стояли в театре, в углу, за кулисами… а за нами (не особо запомнилось)… тра-та-та… И самая классная фраза из песни: «Можно мне вас тихонько любить?». Вообще супер! Кто знает, помогите! Заранее спасибо!». «А. Вертинский, «За кулисами». «Спасибко большое!». «Люди настолько привыкли смотреть ненапряжное американское кино, что любой спектакль мало-мальски нестандартный воспринимается как «дичь, бред…». «На самом деле большего маразма, чем этот, я не видел!». «Прикольно и креативно». «Оригинально, моя мама будет в шоке, когда я ее свожу». «Конечно, «Сумерки» — это эксперимент. Смелый эксперимент. С непривычки это может даже раздражать. Но если вникнуть в его атмосферу, поддаться этой меланхолии, этой щемящей-щемящей грусти — внутри можно пережить очень многое. И это ценно».

Зритель убедительно «голосует ногами» за спектакли, созданные в жанре мюзикла. А потом приходит домой (на работу, к друзьям, в Интернет-клуб), садится у компьютера, пытается осмыслить увиденное. Например, гоголевского «Вия» в той же русской драме. Немало отзывов, полных щенячьего восторга, но…

И вновь раздается «Голос чести»: «Это — отличный спектакль?? Где работа режиссера? Где актерская игра? Где переживания Хомы от ситуации, в которую попал, кроме простого крика: «Это не я!»? Где мистика, которую хотел передать автор? Это не спектакль, друзья! Это красивое представление в украинском стиле. Есть только два положительных момента — музыка Лапейко и слова некоторых песен. А при инсценировке чувства и переживания стоят на первом месте. Их нужно ИГРАТЬ, показывать свое отношение к окружающим людям/явлениям/событиям, а не просто прыгать по сцене и выкрикивать зазубренные слова. А режиссер должен РАБОТАТЬ над текстом, а не переносит слова из книги на сцену».

Приятно, что нападки театральных критиков тоже, бывает, горячо обсуждаются в Сети. В основном восторженная молодежь ругает «акул пера», хотя те, как правило, подвергают сомнению достижения вовсе не одаренных молодых артистов, а руководящих ими режиссеров. Но бывает и так, что посетитель форума высказывается покруче любого критика: «На каких весах вы все взвешиваете, а? Если говорить об общем мировом кризисе театра, когда в театр некуда пойти ни в Москве, ни в Париже. Только в Германии парочку достойных коллективов найдется, ну, может быть, в Литве. Ну, в Токио у Сузуки и в Америке у Уилсона. Ну и все тут. А что же говорить про Одессу…». Так и хочется прокомментировать под каким-нибудь молодежным ником данное высказывание одним модным словечком: «Жесть».

Чуткая публика посещает и оперу, почему-то сравнивая ее порой с цирком. Вот, например, впечатления о «Травиате»: «Петухов напускала эта Виолетта столько, что просто курятник, а не спектакль. Гастон жирный, опухший, задавился своими репликами. Альфред — маленький, смешной. Им бы в цирке выступать — аншлаги были бы». Те же ассоциации приходят на ум «Театралу», посетившему другой спектакль: «Цирк да и только! Приходилось как-то видеть пародию на оперу «Кармен»… Но то, что довелось увидеть, скорее напоминало бабушку Кармен! И как-то странно смотреть на неприятную внешне, маленькую полненькую особу, которая не знает, бедная, как втянуть свой висящий по самые коленки животик, чтобы поддать, как говорят, сексу!.. Столь пошлое зрелище так рассмешило сидевших рядом иностранных туристов, что они даже не постеснялись обнаружить свою откровенную реакцию!».

Истина, как всегда, где-то рядом. Любое зрительское впечатление достойно уважения, внимания и (повторюсь) изучения. Чем не тема для театроведческой диссертации: «Любительская театральная критика он-лайн в Одессе начала двадцать первого века»? Дерзайте, молодые коллеги, дарю идею!

Мария ГУДЫМА.

Реклама альбомов 300