Встретим мировой кризис в новом костюме!
Реклама была всегда! Сохранились мраморные рельефы Древнего Рима с изображением тогдашних хирургических инструментов, большого уха, а то и врача, заглядывающего в глаза своего пациента. Такова была реклама римских эскулапов.
Не только из сказок Андерсена, но и по миниатюрам, по витражам по каменным рельефам мы живо представляем рекламу средневековья — сапог, ножницы, булка и многое другое вело к нужной лавке или мастерской.
Столетие пролетело, но по-прежнему в стихах Александра Блока «вдали, над пылью переулочной, над скукой загородных дач чуть золотится крендель булочной…».
Анна Ахматова в одной из «Северных элегий» вспоминает Петербург своей юности:
Везде танцклассы, вывески менял,
А рядом: "Henriette", "Basile", "Andre"
И пышные гроба: "Шумилов-старший".
Потом на смену этим Анриетт, Базилю и Андре пришли «Нигде кроме, как в Моссельпроме» и «Пролетарка, пролетарий, посетите планетарий!».
А потом и уж совсем бесхитростные «В сберкассе деньги накопил — путевку на курорт купил!» и призыв: «Летайте самолетами Аэрофлота!» и никаких тебе «Люфтганзы» и «Бритиш эйрвейс».
Что еще можно было прочесть в недавние времена? «Ушла на базу». «Билетов нет» - на поезд, в кино, в театр, и «Мест в ресторане нет». Да чего ни хватись — всего нет!
И над всем этим реяло «Экономика должна быть экономной». Остроумцы, закалившись в борьбе с вечным «нет», отсекали последнее слово, получалось грустное «Экономика должна быть…».
Но «пришли другие времена, взошли другие имена». Рекламы стало много. Очень много! На ТВ, в газетах, журналах, на транспорте, на бигбордах — далее везде!
Как и положено рекламе, она бывает настырной, назойливой, кричащей, иногда опасной (если падает вам на голову), не всегда достоверной и привлекательной, бывает экзотической, откровенной, подчас чересчур, но, увы, очень редко бывает остроумной. И это в Одессе…
Хоть все-таки удачные находки, даже исчезнувшие (я, во всяком случае, их больше не встречаю) запомнились. Вот хоть та, у вокзала, про земной шар, на котором — большая часть океана, остальная часть — Суши!
Или бигборды, с надписью на белом фоне — «Отдохни от рекламы!». Кто же нам, думалось, предлагает эту счастливую передышку? Мелкими буквами, почти незаметными, в верхнем углу был помещен логотип фирмы «Векка».
Подустав от дорогой рекламы, я с удовольствием нахожу самодельные надписи, в которых вижу, что ручеек одесского юмора не иссяк окончательно.
Вот хоть эта, мелом на куске жести, на одном из одесских базаров: «Не приставайте к продавцу! За вопрос, где туалет — 3 гривны. За вопрос, где купить и как пройти — 10 гривен. За сложный вопрос — 50 гривен. За поговорить — 100 гривен!»
А тут вот, к несчастью, подвалили глобальные финансовые встряски, и реклама тоже «встряхнулась». На магазине готовой одежды появился призыв: «Встретим мировой кризис в новом костюме!»…
Валентина ГОЛУБОВСКАЯ.