Регби
Регби

Джевецкий Стефан Карлович (1841 - 1938)


С.К. Джевецкий

С.К. Джевецкий

Памятник С.К. Джевецкому в Одессе

Памятник С.К. Джевецкому в Одессе

Стефан Джевецкий родился 26 сентября 1844 г. в городе Кунке в 100 км от Винницы. Его отец Кароль Джевецкий был владельцем конного завода, польским офицером.

В 1859 после II раздела Польши и восстания 1831 г. семья Джевецких выехала во Францию. После окончания лицея Стефан Джевецкий продолжил учебу в Центральной школе искусств и ремесел в Париже.

В 1867 г. Джевецкий получил патент на свое первое изобретение: счетчик для фиакров (экипажей, приводимых в движение лошадями).

В 1873 г. во время Международной выставки в Вене Джевецкий представил свои изобретения: устройство автоматической сцепки для железнодорожных вагонов, регистратор скорости поездов, регулятор паровых машин и турбин, курсограф для кораблей флота и циркуль для вычерчивания конических кривых (эллипсов, парабол и гипербол). Великий князь Константин, посетивший выставку, предложил Джевецкому должность инженера-советника технического комитета императорского флота, которую он принял. Вскоре С. Джевецкий оказался в Санкт-Петербурге, где он окончательно доделывает свой курсограф, который начал устанавливать на русские военные корабли. В Одессе для своих экспериментов он имел в своем распоряжении канонерку. Во время конфликта с Турцией (1877 г.) за храброе поведение царь удостоил его очень высокой награды - Георгиевского креста.

Внимание Джевецкого начала привлекать проблема подводного плавания. Лодка, способная приблизиться к вражескому кораблю, оставаясь невидимой, представляла грозное военное оружие. Стефан Джевецкий начал работать в этой области, сконструировал в Одессе первую одноместную подводную лодку, приводимую в движение педальной системой, вращающей винт. Вооружение этой малой лодки состояло из мины, снаряженной взрывчаткой, которая должна была прикрепляться к корпусу вражеского корабля. После этого подводная лодка должна была удалиться от вражеского корабля, а подрыв взрывчатки осуществлялся с помощью кабеля. В августе 1878 г. на Одесском рейде Джевецкий испытал свою первую подводную лодку. По результатам успешных испытаний Военным департаментом было принято решение показать царю Александру-ІІІ испытание лодки на озере в Гатчино. Царь приказал построить 50 подводных лодок по проекту Джевецкого, что и было исполнено.

В 1891 г. Джевецкий вернулся во Францию, в Париж, но остался в контакте с русскими морскими верфями. Самая большая лодка была построена в 1908 г. по его проекту, очень современная для этой эпохи, под водой приводилась в движение электричеством, а в надводном положении двигателем внутреннего сгорания с зарядкой аккумуляторных батарей.

Джевецкий был автором многих публикаций по теории работы корабельного винта и методов расчета его коэффициента полезного действия.

В 1908 г. Джевецкий получил британское почетное звание «Корабельный инженер Великобритании» в награду за свои труды в области морской техники. В 1882 г. он стал вице-президентом Бюро воздухоплавания Русского технического общества в Санкт-Петербурге.

Большим вкладом Джевецкого в развитие авиации был его труд о винтах, опубликованный в в Санкт-Петербурге и в Париже в 1892 г. и который стал первой комплексной работой на эту тему.

Джевецкий содействовал созданию аэродинамической лаборатории и строительству аэродинамической трубы. Также Джевецкий создал самолет с двойными крыльями в тандеме с автоматической стабилизацией, на которую он получил патенты в 1909 и 1910 гг.

Умер С.К. Джевецкий в Париже 23 апреля 1938 г., завещав всю свою научную документацию и свою огромную библиотеку Польше. К сожалению, все это погибло во время войны.

Адвокат