Регби
Регби

Симфония света


Есть такой признак хорошего художника: узнаваемость. Это значит, что мастер обрел свой стиль, нашел форму, в которой может выразить волнующее его содержание.

На любой выставке любители искусства отличат акварели, работы маслом Валерия Евгеньевича Парфененко. И не потому, что он много выставляется, как бы мельтешит перед зрителем, напротив – персональные выставки у него крайне редки, на общие предлагает одну – две работы. Но сложился у него стиль, живописный язык, принадлежащий только ему.

Можно сказать, что он музыкален, а картины его – это симфонии света и цвета, одухотворяющие нашу жизнь.

Родился Валерий Парфененко в Витебской области в 1946 году, его отец из городка, где родился Марк Шагал. Кстати, родители - его учителя, так что художник он в первом поколении. А в Одессу попал по любви. Влюбился в одесситку и переехал в 1975 году в наш город.

За спиной уже была учеба в Витебске и Ленинграде. Диплом художника дал право преподавать, а в одесском училище как раз была вакансия преподавателя. Так, вместе с Владимиром Васильевичем Криштопенко принял и повел он свою первую студенческую группу.

Сейчас, вспоминая те годы, Парфененко рассказывает, как много дало ему общение с Криштопенко, а затем еще с двумя художниками - Валентином Филиппенко и Александром Ануфриевым. Они все как бы соскоблили с него академическую выучку, приоткрыли глаза, показали искусство ХХ века. Дорога была проторена. Александр Ануфриев познакомил его с Виктором Маринюком, тот со своей женой, замечательной художницей Людой Ястреб…

Валерий Парфененко понял, что «Суровый стиль», который определил направление в живописи периода «оттепели», для него уже потерял смысл и привлекательность. Одесская школа учила полной раскрепощенности, лиризму, эмоциональности. И эти встречи стали для художника уроком творчества на долгие годы.

Так сложилось, что Валерий одновременно участвует в «квартирных» выставках (к примеру, у Володи Асриева) и на республиканских, где его «левые» акварели поддержал классик украинской живописи Николай Глущенко. Но до перестройки – хоть и официальных выставок у него уже было множество, думать о приеме в Союз художников не приходилось. Да и кормить семью можно было, лишь работая над монументальными росписями.

Во многих городах мира есть сегодня картины Парфененко. Только в Соединенных Штатах их около двухсот пятидесяти. У коллекционера Веры Подольской – более семидесяти акварелей, у галериста Якова Лесова множество работ.

Чем привлекают картины Парфененко зрителей? Праздничностью! Духовной аурой! Светом! Мастер не пересказывает какие-либо сюжеты, а приоткрывает состояние своей души.

Было время, когда Парфененко тратил много сил на организационную работу. Вместе с художником В. Алтанцом и журналисткой С. Чайкой они организовали ТОХ – Товарищество одесских художников. Три крупные выставки ТОХа – в Доме ученых, в Строительном институте, на одесском кинофестивале – войдут в летопись художественной жизни Одессы.

Но и преподавание, и организаторская работа все же ушли в прошлое. А живопись осталась. Симфонии света усложнялись, это и был путь в искусстве Валерия Парфененко.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ.

Адвокат