В Одессе - выставка картин Михаила Ларионова: вторая за сто лет


В Одессе открылась выставка работ известного русского художника ХХ века Михаила Ларионова.

Впервые с творчеством Михаила Ларионова одесский зритель познакомился в 1911 году на втором салоне Издебского. После революции художник жил в Париже, где сейчас находятся основные его работы. Как сообщил вице-президент Всемирного-клуба одесситов Евгений Голубовский, в одесских музеях нет ни одной его картины. Шесть работ Ларионова для нынешней выставки в новом выставочном зале аукционного дома «Прекрасная эпоха» на Пушкинской предоставили коллекционеры из-за рубежа. Они впервые выставляются не только в Одессе и Украине, но вообще на территории бывшего СССР.

Михаил Ларионов (1881-1964) — русский художник. Родился в Тирасполе 22 мая (4 июня) 1881 года в семье военного фельдшера. В 1898-м поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910-го; среди его наставников были К.А. Коровин и В.А. Серов. В 1900-м познакомился с Н.С. Гончаровой, на долгие годы ставшей его спутницей в жизни и соратницей в искусстве. Жил в Москве, летом наезжая в Тирасполь и Крым.

Уже в ранний, импрессионистический период Ларионов зарекомендовал себя как колорист жизнелюбивого склада. В 1907-1912 мастер осваивает городской изо-фольклор, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т.д.; в духе «примитива» он пишет серию «Парикмахеры» (1907) и другие сценки провинциального быта. Входит в число основателей общества «Бубновый валет» (1910), затем, выйдя из него, организовывает выставки «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913).

В 1913 году устраивает вместе с И.М. Зданевичем и М.В. Ле-Дантю экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов (попутно опубликовав вместе со Зданевичем манифест «Почему мы раскрашиваемся»). В том же году создает собственную систему беспредметного искусства — «лучизм», представляющий (как он указал в одноименном манифесте) «пересечения отраженных лучей различных предметов». Важным этапом авангарда явились и издания поэтов-футуристов (преимущественно А.Е. Крученых и В.В. Хлебникова), оформленные Ларионовым совместно с Гончаровой.

Приглашенный С.П. Дягилевым в его антрепризу, уехал в 1915 вместе с женой за границу, обосновавшись в 1919 в Париже. В эмиграции плодотворно работал как сценограф многих дягилевских спектаклей. В поздние годы писал воспоминания, частично опубликованные в газете «Русские новости» в 1967-1968 гг.

Умер Михаил Ларионов в Фонтене-о-Роз близ Парижа 10 мая 1964. По завещанию А.К. Томилиной (его супруги после кончины Гончаровой), значительная часть его (и Гончаровой) творческого наследия была передана Третьяковской галерее.

Фото Евгения ВОЛОКИНА.

Реклама альбомов 300