Быть знаменитым некрасиво?


Нет, никогда не был согласен с этой строкой Бориса Пастернака Юрий Горбачев. И доказал, что талант и труд могут сделать человека знаменитым и в бывшем СССР, и на нынешнем Западе.

Сейчас Юрий Горбачев живет в США. Но есть у него квартира-мастерская и в Одессе. И главное, устраивая выставки по всему миру, продавая картины президенту Бразилии, он не забывает, что нужно подарить работы и Одесскому художественному музею, где он впервые ощущал радость соприкосновения с Врубелем и Серовым, с Сомовым и Бенуа, и, конечно, с русскими иконами.

Как покорить Америку? Думаю, этот вопрос задавал себе каждый художник, решивший еще раз начать все сначала, и не где ни будь, а в самодостаточной Америке. Оскар Рабин и Эрнст Неизвестный вызывали интерес как диссиденты, не боявшиеся противостоять Хрущеву и Брежневу. А те кто уезжал в 90-е годы?

Обостренный интерес к СССР, ко всему русскому пришелся на второй-третий год перестройки. Сотен тысяч долларов на то, чтобы привлечь к себе рекламу, галерейщиков, конечно же, у наших художников, писателей, артистов не было. Очень многие профессиональные мастера искали для себя ответы на эти вопросы. И, к сожалению, не находили. А Юрий Горбачев нашел.

Но прежде всего напомню нашим читателям о нем, о его одесском периоде творчества. Вначале был поселок Угловка, под Новгородом, где в декабре 1948 года он родился. Окончил школу керамики в Боровичах, изучал философию в Ленинградском университете, а потом вроде бы необъяснимый поворот в судьбе — отъезд в Одессу, работа корреспондентом в газете «Черноморский гудок» и учеба в художественном училище. Юрий жил в мастерской Ивана Гончаренко и Дины Клювганд, учился у них мастерству керамики, помогая им в работе. Вот тогда-то и начал он выставляться.

Конечно сегодня, как о шутке можно рассказать, что на выставку, посвященную 50-летию СССР в 1972 году, он представил композицию из 15 баранов — по числу союзных республик, но тогда в его поступке не было никакого диссидентства, а мистическое уважение к ритуальным числам, внушаемое всем нам. Кстати, керамические барашки были замечательные — веселые, воздушные, и их заметили и отметили. Так начался путь к славе.

В 1990 году Юрий Горбачев, член Союза художников СССР, участник полусотни выставок, в том числе и международных, уехал в США. Мне кажется. еМу стало скучно. Он хотел попробовать мускулы. Нью-Йорк потряс его своим величием. Произошло второе рождение художника: отказался от керамики и занялся живописью. Яркой, декоративной, сказочной.

— Я понял, что американцы, устали от проблем, которые несли с собой наши эмигранты. Я принес другой имидж — человека без проблем. В какой-то мере помогла фамилия. У всех на устах была фамилия Михаила Горбачева. Но фамилия долго работать не может. Ведь и принц Чарльз выставляет акварели, но их никто не покупает, а брат Клинтона — музыкант, но его концерты никто не посещает. Так что секрет моего «покорения Америки» в другом: я ощутил, что американцы нуждаются в радостном искусстве, в положительной энергетике. И сумел создать свой, чуть наивный, радостный стиль, легко узнаваемый, несущий людям ощущение счастья.

Кто-то может подумать, что Юрий преувеличивает свой успех. Но есть объективные свидетельства: первой картиной художника из бывшего СССР, украсившей Белый дом, была картина Юрия Горбачева. Единственный живописец-эмигрант, приглашенный на инаугурацию Билла Клинтона, — тот же Юрий Горбачев. Его работы в престижнейших коллекциях Японии, Бразилии, Индонезии, Австралии, не говоря уже о США.

На этом бы поставить точку, но разве можно не упомянуть, что Юрий Горбачев взялся вроде бы за несвойственное для живописца дело — принял участие в конкурсе рекламы для водки «Абсолют» и «Столичной». И стал победителем.

— Я делаю людей счастливыми, сказал мне как-то Юрий Горбачев в телеинтервью, — я заряжаю их своей улыбкой, своим оптимизмом, своей энергией. Кстати, истоки этого оптимизма — в Одессе.

Вот что рассказывают нью-йоркские журналистки Беатрис Бус и Кристин Спербер в статье о Юрии Горбачеве: «В 1996 году Горбачев выполнил по заказу ООН полотно «Зеленый попугай на красном цветке» для выпуска марки из серии «Вымирающие виды животных». Много примеров можно было бы еще привести. В Праге выставка Горбачева шла одновременно с выставкой Марка Шагала. Книгу о Горбачеве издало всемирно известное издательство «Риццоли», а летом 2002 года в больших городах Японии и Кореи экспонировалась горбачевская картина «Чемпионат мира по футболу», написанная по заказу фирмы «Адидас».

Думаю, что я уже убедил читателя, что Юрий Горбачев знаменитый художник и радуется этой знаменитости. Его работы можно сразу же узнать на любой выставке — в них «лица не общее выраженье». Вначале искусствоведы восприняли стиль мастера как продолжение старого «наивного» искусства. В этом была лишь толика правды. Скорее, это был густой замес идей. Где сочеталась и византийская золоченая икона, и палехская лаковая живопись, где язычество проросло магией своих символов. И все это было не «безнациональное» искусство, а сугубо русское, открывающее миру не Россию Достоевского, а, скажем, Россию Есенина. Может быть, поэтому так ценят работы мастера во многих странах мира. Он открывает зрителю не темные провалы славянской души, а ее открытость, тонкость и бесшабашное веселье…

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ.

Реклама альбомов 300