Геннадий Верещагин. Каждый пишет, как он слышит…


…Не стараясь угодить, - пел Булат Окуджава. Думаю, что это универсальная формула. Но в применении к каждому индивидуально она приобретает дополнительные смыслы, новую окраску.

Как-то я услышал неожиданное для меня, но сразу очень понравившееся определение – что такое одессит. «Для того, чтобы стать одесситом не обязательно родиться в Одессе, умереть в Одессе, достаточно, чтобы в твоей жизни был период, прожитый в этом городе, который оказался столь важным, что притяжение Одессы ты испытываешь уже навсегда». Разве не отвечает этой формуле писатель Константин Паустовский, артист Михаил Водяной, ученый офтальмолог Владимир Филатов?..

Сегодня решил вам представить художника Геннадия Верещагина. Он родился в Запорожье в 1955 году, окончил Украинскую академию художеств в Киеве в 1981 году, но вошел в энциклопедии, в монографии, в справочники как «поэт Одессы», мастер, все творчество которого вдохновлено Одессой.

Есть такая сложная, очень трудоемкая техника в графическом искусстве – цветной офорт. Четыре металлические доски под каждый цвет – должен подготовить мастер. На каждый лист металла нужно нанести рисунок, затем кропотливая работа резцом (иглой), травление, нанесение на каждую пластину своего цвета, чтобы при печати получить тот оттиск, который и вдохновил тебя, насыщенный по цвету, виртуозный по форме. Техника настолько сложная, что в год Геннадий Верещагин пополняет свою «одессику» двумя-тремя новыми офортами.

Я бы выделил в творчестве Верещагина две серии работ, связанных между собой, дополняющих друг друга. Это пейзажи нашего города и жанровые сцены, характеризующие наш город. Казалось бы, пейзаж написать, нарисовать просто. Вышел на этюды, «натура» перед тобой – работай. Но Геннадий не дублирует натуру, он создает образ Одессы, а для этого натурные зарисовки могут служить только подготовительным материалом. Для того, чтобы создать офорт «Огни порта», нужно было ощутить магию этого вечного двигателя – порта, вокруг которого и родилась Одесса, а затем передать это свое ощущение в мерцающих, круглосуточно дышащих, движущихся огнях…

Думаю, что эти пейзажи, в которых обобщение реальных примет играет главную роль, становятся знаками города, вытесняя из памяти случайные, ежесекундные состояния, становятся поэмой города, а не фотографией архитектурных ансамблей.

И вторая тема, которые многие годы исследует, запечатлевает художник. Это жизнь одесских дворов. Ведь вся «старая Одесса», сохранившаяся, к счастью, и до наших времен – это жизнь во дворах. Не коммунальная, а коллективная жизнь, многонациональная, многоукладная, можно сказать, «общинная».

Боюсь, что эта жизнь и во дворах старой Молдаванки, и в центре Одессы, и на Слободке уже не такая, как ее описали И.Бабель и К.Паустовский, но силой творческого воображения Геннадий Верещагин слышит музыку одесских дворов, и рисует реальную жизнь, поэтизируя ее, вновь таки, создавая образ своей Одессы.

«Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить…». Никому – ни зрителю, ни одесситам, ни городским чиновникам не старается угодить своими офортами Геннадий Верещагин. И именно поэтому они оказываются всем нужны. Одна из его выставок называлась «Одесса в подарок». И, действительно, эти листы становятся подарком и самим жителям Одессы, и гостям города – в память о настоящей Одессе.

По восприятию графические листы Г.Верещагина скорее напоминают живопись, чем гравюру. Столько в них цвета, столь мощно наложен красочный слой. Безумно трудоемкая работа оказывается стопроцентно востребованной. И путь художника, влюбившегося в город, но не идеализирующего его, просто понимающего, что и руины могут быть прекрасными, а «новоделы» бессмысленными, привел его к гармонии в отношениях со своим зрителем, к высокому качеству офортов, я бы сказал, к собственному стилю, которому натурализм так же чужд, как и авангардизм.

Вспоминая нашу историю, определения недавнего прошлого, я бы сказал, что Геннадий Верещагин пишет «одесские пейзажи с человеческим лицом»…

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ.

Ознакомиться с некоторыми работами Геннадия Верещагина можно в Интернет-галерее на нашем сайте.

Реклама альбомов 300