Вікна-Одеса

Открытки «плавучей выставки РОПиТ» и одесской торгово-промышленной выставки в произведениях художников Ивана и Георгия Пашковых


История Одессы неразрывно связана с морем, портом, торговлей и пароходным сообщением. Первые шестьдесят лет жизни молодого города пароходное сообщение в нем было нерегулярным. В конце 60-ых годов Х1Х века при непосредственной материальной поддержке правительства в Одессе учреждается частное пароходное предприятие на Черном море – Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), цель которого состоит в развитии торговли и почтовых сообщений Юга России с иностранными и русскими портами. Создание РОПиТ способствовало упрочнению торговых связей Одессы с иностранными портами, сделало успешным каботажное плавание, открыло свободный доступ паломникам к святым местам Востока – на Афон и в Иерусалим. В то же время благоустраивались порты на Черном и Азовском морях, в том числе и Одесский порт.

В начале ХХ века РОПиТ пытается наладить взаимовыгодные контакты российских торгово-промышленных фирм с рынками Ближнего Востока, Турции, Греции, Египта и славянских восточных стран. С этой целью пароходство прибегло к нестандартному средству – на одном из своих лучших пароходов - “Император Николай II” - была организована “Плавучая выставка предметов русского производства“. В выставке участвовало около 135 российских фирм, представив самый разнообразный ассортимент товаров.

Плавучая выставка отошла от Одесского причала 9 декабря 1910 года, следуя намеченным курсом, и в течение двух месяцев посетила: Варну, Бургас, Константинополь, Салоники, Пирей, Суэц, Александрию, Порт-Саид, Яффу, Бейрут, Триполи, Мерсину, Смирну, Дарданеллы, Трапезунд, - всюду встречая восторженный прием со стороны представителей коммерческих фирм.

Этому плаванию была посвящена серия открыток под общим названием: “ Р.О.П.и Т. ПЛАВУЧАЯ ВЫСТАВКА. Exposition-Navire C.R.N.V.C.“, выполненных по рисункам художника Ивана Пашкова.

Мне известны шесть открыток этой серии, пять из которых изготовлены типографским способом - «Зимний пейзаж с тройкой», двойная открытка «Украинский пейзаж», «Летний пейзаж», «Шатер с красным солдатиком», «Шатер с синим солдатиком». Картины, по которым созданы эти открытки, имеют подписи Ивана Пашкова и некоторые из них датированы 1909 годом.

А вот шестая открытка изготовлена литографским способом с ручной разрисовкой красками и золотом изображает навершие павильона РОПиТ на Одесской выставке 1910 года.

Дизайн оборотной стороны этой серии практически повторяет один из вариантов адресной стороны открыток «Общины Св. Евгении» (за исключением издательской марки, которая изготовлена специально для этой серии).

Серия издана «Т-вом скоропеч. А.А. Левенсон».

В 1910 году в Одессе, в Александровском парке, проходила « Всероссийская фабрично-заводская, промышленно-художественная и сельскохозяйственная выставка», устроенная Одесским отделением Императорского Русского технического общества и Императорским Обществом сельского хозяйства юга России. Выставка была настолько представительная, что на будущий, 1911 год, она была продолжена.

Учитывая популярность выставки, было выпущено большое количество, около 100 разновидностей, открыток, в основном документального содержания.

Но были среди них и живописные открытки. Наиболее интересной была очень красивая серия с рисунками павильонов, выполненными Георгием Пашковым. Мне известны открытки с видами павильона РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли), павильона Черноморско-Азовской фабрики консервов С.Б. Фальц-Фейна, павильона парфюмерного Товарищества Ралле, имеющего отделение в Одессе и павильона Московской фабрики Дунаева. Открытки этой серии были выпущены “Т-вом Р. Голике и А. Вильборг. Адресная сторона этих открыток была изготовлена специально для этой серии и ее дизайн тоже принадлежит Георгию Пашкову.

К этой серии примыкает изданная тем же издательством открытка с видом легендарного одесского кафе Фанкони, воспетого в стихах и прозе не только одесскими, но и самыми маститыми российскими журналистами и писателями.

Дизайн адресной стороны этой открытки немного отличается от предыдущего, но тоже принадлежит Георгию Пашкову.

Живописные работы Пашковых выполнены на высоком художественном уровне, они, безусловно, были художниками – профессионалами.

Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ, Ева КРАСНОВА.

Реклама альбомов 300