Одесса в картинах русских художников


Одесса на дореволюционных художественных открытках

«…Слегка ажурится вода,
У берегов звеня жемчужно…»
Ю.К. Олеша (Одесса, 1917 год)

Одесса – Южная Пальмира – всегда привлекала внимание живописцев всех уровней. Город c его неповторимой архитектурой, море, корабли, несравненные одесские типы попадали на холсты заезжих знаменитостей и местных, взращенных южнорусской школой, художников.

Открыточный бум, быстро растущая популярность художественной открытки в начале ХХ века способствовали воспроизведению некоторых шедевров на открытках. Подавляющее число художественных открыток, посвященных Одессе, изданы в советские времена, независимо от времени создания картин. Расскажем о некоторых живописных одесских открытках в хронологическом порядке создания полотен.

Академик живописи, маститый придворный пейзажно-архитектурный живописец ХIХ века Максим Никифорович Воробьев (1787 – 1855) посетил Одессу в 1820 году, направляясь по заданию наследника престола в Палестину для зарисовки христианских святынь. Сын вахтера Академии художеств, проявивший недюжинные способности к рисованию и трудолюбие в учении, всю жизнь вынужден был писать картины по указке, очень точно выписывая архитектурные детали строений. Очень оживляли картины М. Воробьева небольшие группы людей, мастерски размещенные им на натуре.

Работа его «Одесса. Вид от Военной гавани», созданная в 1821 году, находится во Всесоюзном музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. И это не случайно, ведь именно такой увидел Одессу великий поэт во время своей южной ссылки. Открытка с репродукцией этой картины и пушкинскими строчками на обороте «Я жил тогда в Одессе пыльной…» издана в Москве в 1990 году издательством «Изобразительное искусство».

Позднее, в 1828 году, Максим Никифорович сопровождал Николая I в поездке к театру военных действий очередной русско-турецкой войны 1828 – 1829 г.г., возникшей в связи с национально-освободительным движением в Греции против турецкого ига. Быстрорастущая Одесса вдохновила художника на создание двух полотен, репродукции которых попали на открытки.

На крутом Черноморском берегу виден дворец графа, генерал-губернатора Новороссийского края, Михаила Семеновича Воронцова со знаменитой колоннадой на самом краю. За дворцом просматриваются другие постройки молодого города вполне европейского вида. Внизу, на переднем плане, внимание художника привлекли характерные деревянные постройки – купальни для состоятельных одесситов. Картина создана в 1832 году, и, как и предыдущая, находится во Всесоюзном музее А.С. Пушкина. Открытка с репродукцией издана «Изогиз» в 1963 году.

Другое полотно, созданное в 1829 году, представляет собой вид строящегося Приморского бульвара – детища М.С. Воронцова. В центре широкой аллеи бульвара виден памятник герцогу де Ришелье работы выдающегося скульптора, академика И. Мартоса и архитектора В. Мельникова. Гигантская лестница, ведущая к морю, еще не построена, как нет на привычном месте великолепного здания биржи. Крутые склоны под бульваром еще не укреплены. Далеко вдали просматриваются башни и стена портового карантина и Карантинная гавань с многочисленными парусными судами. Пропорции четко просчитаны и соблюдены.

Картина находится в Петергофском музее «Дворец Коттедж».

Известно, что художник М.Н. Воробьев писал картины по заказу М.С. Воронцова. Вид Приморского бульвара написан из окна или с крыши графского дворца, на переднем плане живописец изобразил решетку, окружавшую дворец и сад. Своими работами художник сохранил для потомков облик молодой Одессы пушкинской поры.

«Прощай, свободная стихия…» - понравившиеся пушкинские строчки написал на своем полотне великий художник - маринист Иван Константинович Айвазовский – ученик М.Н. Воробьева в Академии художеств. Свободная морская стихия роднила поэта и живописца. Живя в Одессе, А.С. Пушкин ежедневно спускался с крутого берега к морю.

Во второй половине ХIХ века И.К. Айвазовский, будучи большим почитателем творчества А.С. Пушкина, написал цикл пушкинских картин. Известна цветная открытка большого формата, изданная в Финляндии в начале ХХI века с репродукцией картины, созданной И.К. Айвазовским в 1897 году, много лет украшающей коллекцию Одесского художественного музея.

К 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина издательством Г.М. Левинсона в Одессе была напечатана открытка с черно-белой репродукцией картины, названной: «Пушкин на берегу Черного моря». Судя по авторской подписи, полотно написано И. Айвазовским в 1868 году в Одессе.

В моей коллекции есть еще несколько дореволюционных фотооткрыток с репродукциями картин с тем же сюжетом и названием, но отличающихся существенными деталями. Картина «Пушкин на берегу Черного моря», созданная в 1887 году, находится в Николаевском художественном музее им. В. Верещагина.

В 1930-х годах напечатана Харьковским издательством «Мистецтво» фотооткрытка по картине «Прощание поэта с морем», созданной И. Айвазовским в 1877 году совместно с И.Е. Репиным. Широко известно, что Илья Ефимович писал фигуру Пушкина, т.к. прекрасному маринисту суша и люди на ней удавались намного хуже, чем морские виды.

Эта картина вдохновила известного советского поэта Эдуарда Багрицкого, написавшего такие строки:
«…Здесь он стоял, здесь рвался плащ широкий,
Здесь Байрона он нараспев читал.
Здесь в дымном голубином оперенье
И ночь, и море стлалось перед ним…»

Великого Айвазовского многое связывало с Одессой, здесь многократно с огромным успехом проходили его персональные выставки. Несколько марин, в том числе и пушкинская, были подарены живописцем Одесской рисовальной школе и сейчас находятся в Одесском художественном музее. В Одессе родился и вырос внук и ученик И.К. Айвазовского, художник Михаил Латри.

Загадочной и таинственной в лунном свете выглядит Южная Пальмира и море у ее берегов на картинах И. Айвазовского. «Вид Одессы в лунную ночь» в нескольких авторских вариантах находятся в крупнейших музеях бывшего СССР, один из них украшает залы Государственного Русского музея. Открытки с репродукцией картины «Вид Одессы в лунную ночь» неоднократно переиздавались как в дореволюционных и довоенных, так и в послевоенных изданиях.

Вид Большого Фонтана на закате привлек известного художника - пейзажиста Г. Капустина, причем открытка с репродукцией этой картины, как и другие его замечательные украинские пейзажи, издана до времени революционных перемен.

От замечательных акварелей обратимся к гравюрам, посвященным событиям русско-турецкой (Крымской) войны 1854 года. Весной этого года к берегам Одессы направилась объединенная англо-французская эскадра – союзники Турции в войне. Противостоять ей могли только шесть береговых батарей мирного города. В страстную субботу 10 апреля 1854 года батарея под командованием прапорщика А.П. Щеголева героически отбивала в течение шести часов атаку 9 неприятельских кораблей, повредив три из них. Благодаря действиям Щеголевской батареи суда вражеской эскадры не смогли приблизиться к городу и бомбить его. Событие это имело огромный резонанс во всем мире. Гравюры помещены на открытках, напечатанных фототипией М. Пиковского, скорее всего, к пятидесятилетнему юбилею этих событий, в 1904 году.

На гравюрах - вид бульвара середины ХIХ века, лестница, у ступеней которой плещется море, вражеская эскадра на горизонте, батарея А.П. Щеголева в беспощадном героическом бою.

В мирной Одессе случались стихийные бедствия, например, обильные снегопады 1900 года. «Фотографические» двуцветные рисунки художника М. Кальмансона посвящены этой сезонной диковинке южного города.

Открытка «Снежные заносы на станции Гниляково» (теперь – станция Дачная вблизи Одессы) и «Застрявший поезд при ст. Бирзула» (теперь станция Котовск) изготовлена фототипией А. Новака по заказу папетри Гезелле. Одесса тоже оказалась засыпана снегом. Сюжеты двух рисунков этого же художника - непривычно заснеженная Дерибасовская угол Ришельевской и Малофонтанская дорога – выполнены с фотографической точностью и легко узнаваемы. Открытки напечатаны той же фототипией А. Новака по заказу магазина Н. Лурье на Дерибасовской.

Тогда же, в начале ХХ века, были изданы открытки с репродукциями картин одесского художника В. Дунаевского, с большой любовью рисовавшего родной город. Живописный закат на берегу Куяльницкого лимана, где до революции располагался модный и успешный грязевой курорт - с изящной церквушкой, построенной архитектором Ю. Дмитренко, художник рисовал с разных сторон. От картины, и эскиза к ней веет спокойствием и благостью. Издатели открытки с репродукцией картины не указаны, но эксклюзивный эскиз выполнен В. Дунаевским на открыточном паспарту «В пользу общины Святой Евгении».

Совсем другое настроение передает жанровая картина этого живописца, отразившая сценку в промышленном районе Одессы, на прославленной И.Э. Бабелем Молдаванке. Дымящие трубы одесских заводов, неказистый трактир и казенная винная лавка, городовой с дубинкой, нищая пьяная публика – полное отсутствие красивости и романтики. Но это тоже Одесса, вид с «черного хода».

Откликнулся художник В. Дунаевский на очень яркую и нужную городскую акцию по сбору средств в пользу больных туберкулезом – день «Белого цветка». Белые маргаритки, вручаемые тем, кто внес свою лепту в благородное дело, белеют в петлицах пиджаков мужчин, украшают наряды дам – вся Одесса расцвечена белыми цветами. На собранные деньги была открыта амбулатория, а позднее санаторий «Белый цветок» для лечения больных этим страшным недугом. Кисти этого мастера принадлежит множество карикатур, связанных с событиями городской жизни.

Серию из нескольких ранних, созданных в конце ХIХ века сувенирных открыток с рисованными видами города, создал художник, не оставивший на своих работах подписи. На открытках – одесские типы: биндюжник, квасник, портовый грузчик, толкучий рынок. Сюжет еще одной картинки – великолепная старая биржа с аристократической публикой Николаевского бульвара, подписан инициалами «Н.Б.»

А вот «сиреневая» Одесса, цветущие кусты сирени так любили писать члены ТЮРХ – Товарищества южнорусских художников, созданного в 1890 году. Бессменный многолетний председатель ТЮРХа, признанный «отец» одесской живописной школы – Кириак Константинович Костанди - рисовал окрестности старинного Успенского монастыря на Большом Фонтане в разное время года. Своими камерными пейзажами художник научил одесситов видеть цвет одесского воздуха. Известны различные авторские варианты наиболее известных его картин, которые украшают художественные собрания одесских, киевских и других художественных музеев.

Современники считали К. Костанди русским импрессионистом, во всяком случае, одесская школа живописи стала первопроходцем в России от академизма и передвижничества к импрессионизму.

Однофамильца Кириака Костанди – Харлампия Костанди (Костанда) одесские собратья-художники не очень жаловали, но на открытки попали его миниатюры - марины – симпатичные морские пейзажи. В моей коллекции есть несколько оригинальных морских видов, нарисованных Харлампием Костанди маслом на дореволюционном открыточном паспарту. И в лунном свете, и освещенные солнечными лучами море, прибрежные скалы, неизменные парусники в исполнении этого живописца смотрятся, на мой взгляд, совсем неплохо. (См. рис.1, рис.2, рис.3, рис.4).

Неповторимая одесская архитектура, впитавшая в себя элементы культуры всех народов ее населявших, очень часто попадала на полотна художников. Здание Городской Думы, бывшей Биржи, на Приморском (Николаевском) бульваре привлекло внимание известного художника – архитектора, автора живописных работ на архитектурную тему, Георгия Крескентьевича Лукомского. Современники относили художника по техническим приемам и мотивам его работ к группе мастеров «Мир искусства». Открытка с репродукцией картины издана «В пользу общины Святой Евгении».

«…Направо Дума. Целый ряд колонн
И цветники у безголосой пушки.
А дальше море, бледный небосклон
И в вышине окаменелый Пушкин…»

Так это место описал в своих юношеских стихах одессит Юрий Карлович Олеша. А другой одессит, художник Петр Сергеевич Коновский, использовал открыточное паспарту, которые до революции продавались во всех канцелярских магазинах, для карандашной зарисовки аллеи все того же бульвара. П.С. Коновский (1883 – 1953 ) был воспитанником Одесской рисовальной школы, учеником К. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподавателем без малого 20 лет живописи и рисунка в одесском Художественном училище.

В 1910 году Одессу посетили московские художники Иван и Георгий Пашковы. Их перу принадлежали изображения наиболее затейливых павильонов Одесской торгово-промышленной выставки и некоторые виды города. Не удивительно, что москвичей привлек вид легендарного одесского кафе «Фанкони», расположенного на углу Ланжероновской и Екатерининской. Открытка с репродукцией картины, написанной Георгием Пашковым в 1910 году, изготовлена Санкт-Петербургским Товариществом Р. Голике и А. Вильборг, причем, оборотную сторону также оформляли братья Пашковы.

Ресторан описан во многих художественных произведениях, посвященных нашему городу. О нем упоминали: Л. Утесов, В. Катаев, А. Аверченко, Ю. Олеша и др.

«…У Робина и у Фанкони
Блестит нарядами бомонд…»

Завсегдатаями кафе «Фанкони» были многочисленные одесские предприниматели, часто за столиками заключались сделки, скрепленные только рукопожатием и честным словом, которое было непоколебимо.

Интересный образец использования почтовой открытки для рекламы своей продукции показали владельцы Генерального общества французской ваксы. Московские предприниматели заказали известному столичному графику, художнику плаката и торговой рекламы Александру Петровичу Апситу картинки, прославляющие крем для обуви «Эклипс». (Рис.1, рис.2.)

Две миниатюрки на открытках достались одесскому филиалу Генерального общества французской ваксы. Не знаю, насколько качественным был объект рекламы и как увеличилась его продажа благодаря массированной рекламе, но картинки выполнены мастерски, со знанием законов рекламы. Не случайно художник не стеснялся ставить свою подпись на таких не престижных произведениях.

Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ, Ева КРАСНОВА.

Реклама альбомов 300