Дякую
Дякую

«…Тельняшка улиц городских…»


Одесса на послереволюционных художественных открытках

«...Плыла так, состоя из пыла
Обыкновенных волн морских,
Застиранная едким мылом
Тельняшка улиц городских»
Игорь Потоцкий, «Одесса».

В начале ХХ века Одесса была четвертым городом Российской империи после Москвы, Петербурга и Варшавы и ни в чем не отставала от столиц. В ней многое совершалось «впервые в России»: первый автомобиль, первый полет первого русского летчика, первая «скорая медицинская помощь», первая бактериологическая станция и т.д.

По значимости и политическому резонансу в мире революционных событий 1905 года Южная Пальмира, пожалуй, обошла столичные города во многом благодаря восставшему броненосцу «Князь Потемкин - Таврический», в июне 1905 года бросившему якорь на одесском рейде.

Восстание на военном корабле и связь мятежного экипажа с бурлящим революционными настроениями городом по - разному трактовались до времени революционных перемен, в советские времена и в наши дни. Не занимаясь поисками правых и виноватых, отметим лишь мощное политическое звучание, которое эти события получили в мире.

Мятеж на крупном военном корабле вдохновил французского художника, славящегося реалистически точным отображением сюжетов, писанных с натуры, Луи Реми Сабаттье ( Sabattier) (1863 – 1935г.г.) на написание картины, отражающей момент прощания одесситов с убитым офицерами матросом Григорием Вакуленчуком на Новом молу. Вероятно, зарисовка Сабаттье выполнена для солидного французского журнала «Иллюстрация», в котором трудился художник в качестве военного корреспондента, и оттуда попала в газеты и на открытки, растиражированные самыми разными, в том числе зарубежными, изданиями, что говорит об огромном интересе к одесским событиям во всем мире.

Одна из коллекционных открыток в черно-белом варианте издана газетой «Искра» с пометкой: «Сбор в пользу экипажа «Потемкина». Напомню, что мятежный броненосец был вынужден уйти из России, и экипаж оказался в Румынии в бедственном положении, без средств к существованию.

Известный советский художник, одессит, и, по свидетельству современников, красавец – мужчина и очень обаятельный человек, Леонид Евсеевич Мучник (1896 – 1966 г.г.) тоже отразил похороны Г.М. Вакуленчука, но запечатлел момент транспортировки тела матроса от стоящего на рейде броненосца на набережную в порту. Картина создана в 1947 – 1957 годах. Открытка напечатана в 1958 году издательством «Советский художник», Москва.

Тема восстания на броненосце «Потемкин» была для художника Л.Е. Мучника не нова: он уже обращался к ней, создав в 1934 году полотно «Подвоз провианта к «Потемкину». Открытка выпущена фабрикой художественной печати издательства «Мистецтво» в Харькове в 1937 году.

Та же тема вдохновила другого маститого художника А.Ф. Белого, написавшего в эти же годы картину под названием «Броненосец «Потемкин» в Одессе в июне 1905 года», причем даже в двух вариантах. Второй вариант имеет более подробное название: «Население Одессы снабжает команду броненосца «Потемкин» продовольствием» и пометкой на открытке: «Историко-революционная серия». Оба варианта открыток изданы издательством «ИЗОГИЗ» в 30-х годах.

Достоверность сюжетов картин подтверждается воспоминаниями многих современников, свидетелей и участников событий, в числе которых - Корней Иванович Чуковский, как истинный журналист поспевавший всюду.

Черное море попадало на полотна художников, рисовавших Одессу, не только как арена трагических, революционных событий. Море, излучавшее особый свет и тепло, создавало неповторимую атмосферу причерноморских городов.

Замечательный колорист, один из лучших одесских художников, Павел Гаврилович Волокидин (1877 – 1936 г.г.), не знал шумной славы, много сил отдавал преподаванию живописи. Однако полотна его выделялись среди работ других художников южно-русской школы неповторимой цветовой гаммой, создавали ощущение покоя.

На всеукраинской выставке «Х лет Октября» в 1927 году экспонировалась очень удачная работа П. Волокидина «В порту», попавшая на открытку, выпущенную в том же году харьковским издательством «Український робiтник».

Море зримо или незримо присутствует на полотнах всех художников, рисовавших Южную Пальмиру. Очень интересны несколько открыток 30-х годов с видами Одессы, напечатанные московским «Геокартпромом» по заказу харьковского контрагентства «Друк». На трех из них, посвященных одесским пляжам Аркадии и Лузановке и остаткам карантинных башен в Александровском парке (им. Т.Г. Шевченко), стоит подпись художника Анатолия Владимировича Мартынова, родившегося в Харькове в 1872 году и учившегося в Санкт-Петербургской художественной школе и в Академии художеств у А. Маковского. На других четырех одесских открытках того же времени подписи художника нет, но угадывается все тот же А. Мартынов. Знаменитые пруды с лебедями в старинном Хаджибеевском парке, безжалостно уничтоженном во время Великой Отечественной войны, аркадийский пляж с лодками и два традиционных вида красивейших одесских зданий: городского театра, и старой биржи с памятником А.С.Пушкину – вот сюжеты этих картин.

Одесса на картине 1925 года известного русского художника, члена Союза художников СССР с 1923 года, Сергея Михайловича Луппова (1893 – 1977 г.г.) расцвечена флагами, женскими красными косынками, пионерскими галстуками - по-советски многочисленная первомайская демонстрация проходит под Строгановским мостом. Каменные одесские мосты с ажурными ограждениями перекинуты еще в ХIХ веке через многочисленные глубокие и протяженные овраги, как правило, выходящие к морю. Этому мастеру, родившемуся под Вяткой, учившемуся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Васнецова, К. Коровина и А. Архипова, и жившему в Москве, свойственны были светлые, жизнелюбивые, радостные полотна.

В моей коллекции есть три открытки с репродукцией этой картины издания Музея революции СССР (Москва) 1929 года, отличающиеся только маркировкой. Одна открытка не маркирована, на других – разные пятикопеечные советские марки.

Ярким и нарядным выглядит наш город на открытках, изданных харьковским «Державним Видавництвом «Мистецтво» в 1935 году по десяти работам народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, Алексея Алексеевича Шовкуненко (1884 – 1974 г.г.)– ученика Кириака Костанди в Одесском рисовальной школе, выпускника Петербургской Академии художеств.

А.А. Шовкуненко славился как автор замечательных, психологически тонких акварельных портретов известных и просто понравившихся мастеру простых людей, колоритных, радостных, полных света пейзажей. Привлекал художника и индустриальный пейзаж, требовавший особой точности изображения.

На одесских акварелях А. Шовкуненко показан город 30-х годов. Обилие машин, трамваев на многолюдных улицах - Имени 10-летия Красной Армии (Преображенской), Ленина (Ришельевской) и Розы Люксембург (Бунина) с одесскими архитектурными достопримечательностями; порт с кораблями, увиденный сквозь решетку вблизи дворца М.С. Воронцова; живописный пляж «Аркадия» с отдыхающими – все это создает неповторимый одесский колорит, угадывается любовь маститого автора к городу, в котором прожито много лет.

Особого внимания удостоился Приморский бульвар, называемый в те времена бульваром имени Фельдмана. Художник запечатлел традиционные уголки бульвара: Горсовет (старая биржа), памятник А.С. Пушкину, Потемкинскую лестницу. Причем, Одесская гигантская лестница названа на открытке: «Имени броненосца «Потемкин», хотя официально название «Потемкинской» она получила только в 1955 году. Связала события на мятежном броненосце с лестницей творческая фантазия советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, гениально придумавшего и снявшего трагический эпизод расстрела войсками на лестнице мирного населения, вошедший в анналы мирового киноискусства.

Не обошел вниманием А. Шовкуненко и Театральную площадь с первыми домами улицы Ленина (Ришельевской), вид самого знаменитого городского театра, построенного в лучших европейских традициях, прекрасные скульптуры в его вестибюле.

Не только прекрасный архитектурный центр города вдохновлял художников, но и приморские окраины, где объединенные в колхоз рыбаки ловили традиционную в те времена для Черного моря скумбрию. На первом плане картины «Рыболовецкий колхоз» одесского художника, ученика одесской рисовальной школы, Владимира Гавриловича Крихацкого (1877 – 1942 г.г.) изображены советские колхозники - рыбаки, которых, как и героев знаменитой песни Н. Богословского, знали и уважали «…и Молдаванка, и Пересыпь…». Картина экспонировалась на юбилейной выставке украинских художников в 1938 году , открытка была издана харьковским издательством «Мистецтво» в 1939 году.

Образ красавицы – Одессы 30-х годов, созданный многим прекрасными художниками, сохранился в памяти людей благодаря открыткам, изданным огромными, по нынешним меркам, тиражами.

Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ, Ева КРАСНОВА.

Адвокат